Поток и европейская политика
Успешно доведенный до конца «Северный поток – 2» – пример торжества прагматической линии в международных отношенияхСделка между Германией и США по поводу «Северного потока – 2» представляет собой, конечно, важнейшее политическое достижение и просто личную победу нынешнего канцлера Германии Ангелы Меркель. Энергетическое взаимодействие с Россией было той стратегической линией, которую она отстаивала последние годы в постоянных спорах с Вашингтоном. И то, что ей удалось наконец достичь этого результата, свидетельствует в первую очередь о нежелании Джо Байдена продолжать давить на главного своего союзника в Европе, от позиции которого во многом зависит политический и экономический курс Европейского союза.
Вопреки мнению алармистов в России «Северный поток – 2» будет достроен, причем еще до выборов в бундестаг. Кто бы теперь ни пришел к власти после Ангелы Меркель, к какой бы партии он ни принадлежал, пересматривать соглашения по «Северному потоку – 2» никто не будет. Действительно, у зеленых есть свой кандидат на позицию канцлера – Анналена Бербок, но уже сейчас понятно, что ее партия не сможет сформировать кабинет, не входя в коалицию с другими левыми силами. Зеленые не будут обладать 50% голосов в бундестаге. И если зеленые и в самом деле критикуют Россию за ситуацию с правами человека и в целом настроены против Москвы, то другие левые партии относятся к России намного более прагматично и взвешенно. Зеленые хотели бы, разумеется, заменить газовый поток развитием альтернативной энергетики, но пока это нереально.
Какие-то споры о наполнении трубы еще возможны, остались вопросы коммерческие и технические, но сам по себе проект уже явно реализовался. Можно сказать, что политика вокруг транзита газа отныне закончилась. Игра сыграна.
Остается и вопрос с Украиной. Под давлением США создан фонд, нацеленный на развитие на Украине зеленой энергетики, и наполнять его деньгами придется Германии, т. е. ей придется доплатить за свое тепло. Американцы любят за чужой счет решать свои проблемы, и в данном случае это проблема Украины. Страна оторвана от России, которая ранее была ее главным финансовым донором, но при этом ее экономика находится в ужасном состоянии и, судя по всему, нереформируема по европейскому образцу. Теперь Вашингтон отдал Украину Европе на поруки. Но вариант, при котором Германия перекрывала бы поток газа в случае какого-либо российско-украинского конфликта, маловероятен.
На ход выборов в Германии история с «Северным потоком – 2» вряд ли повлияет. В Германии эта тема мало обсуждается. Результат выборов будет определяться другими событиями, в том числе внутренними. Конечно, «зеленый канцлер» сможет осуществить очередной разворот в отношениях с Россией. У зеленых и демократической партии сегодня много общего, в первую очередь обеспокоенность различными гуманитарными темами. Но зеленые в Германии намного менее опытные политики, и они до сих пор не формировали правительство. Если же останется у власти Христианско-демократическая партия, в отношениях между Москвой и Берлином не произойдет больших изменений.
Сегодня Европа вынуждена менять свой взгляд на мир и свое представление о самой себе. Она не едина, не интегрирована ценностно, у нее большие проблемы со странами, входящими в ЕС, но проводящими собственную, независимую от Брюсселя политику, типа Венгрии и Польши. От нее отделилась Великобритания, переживающая очень тяжелые времена в связи с пандемией. В этой ситуации единственный выход – это делать в политике чуть меньший упор на ценностях и чуть больший – на интересах. Но далеко не все политики Германии и Европы согласны с этим подходом. Хотя успешно доведенный до конца «Северный поток – 2» – пример торжества именно прагматической линии в международных отношениях.