Диплом вместо знаний
Чем так плохо заочное образование и почему дистанционное обучение – не то же самое?Сегодня все больше высших учебных заведений отказываются от заочного обучения. И это объясняется просто: этот формат передачи знаний изжил себя уже давно и мы видим явный тренд, указывающий на полный отказ от него. Закон «Об образовании» предусматривает три формы обучения: очную, очно-заочную и заочную. Но с 2021 г. вступают в силу новые федеральные государственные стандарты высшего образования, согласно которым обучение по определенным программам бакалавриата в заочной форме допускается только при получении второго или последующего высшего образования. Чем так плохо заочное образование и почему дистанционное обучение не то же самое?
Давайте углубимся в историю. В 1856 г. в Германии преподаватели Берлинского университета организовали курсы по изучению иностранных языков посредством почтовой связи. Учиться таким образом могли только те, у кого уже было свидетельство об образовании. В то время подобная форма обучения справедливо рассматривалась лишь в качестве способа повышения квалификации работающих специалистов.
Позже, в 1891 г., впереди планеты всей оказался Чикагский университет. Именно там открылось первое официальное заочное отделение уже для любых студентов, желающих получать знания без необходимости ежедневного посещения лекций. А вот в Советском Союзе постановление «О высшем заочном обучении» закономерно было принято лишь в 1938 г., когда страна остро нуждалась в высококвалифицированных специалистах для развития производства и восстановления экономики посредством накопления научного потенциала.
На тот момент способ достижения благой цели – ликвидации массовой безграмотности – был вполне оправдан. Ведь чтобы усадить за парту всю страну, мощностей вузов было бы недостаточно. А в итоге изначально вынужденные меры прижились на десятки лет. До сих пор многие студенты выбирают заочную форму образования в качестве наиболее доступного и недорогого метода обучения. Частично – для экономических и юридических специальностей – заочное обучение в России отменили еще в 2016 г., тогда министр образования и науки Ольга Васильева называла его фиктивным. И многие вузы по всей стране с ней были согласны.
Во-первых, престиж учебного заведения формируется благодаря достижениям его выпускников. Но даже при наличии общих оснований сдачи выпускных экзаменов и защиты дипломов преподавателям сложно поручиться за знания студентов, которых они практически не видели на всем протяжении 5–6 лет обучения. На результаты итоговых испытаний свое влияние нередко оказывают такие субъективные факторы, как удача при выборе билета или эмоциональное состояние экзаменуемого. По тому, как потенциальный выпускник отвечает, не всегда можно понять: сбивает прилежного студента волнение или просто бездарь незаслуженно пытается стать обладателем статусного диплома.
Во-вторых, в вузах чаще всего нет специальных программ для студентов-заочников в отличие от того же дистанционного образования, которое предполагает регулярное общение с преподавателем, хоть и в удаленном режиме, или онлайн-курсов, которые изначально ориентированы на удаленное обучение. Ребята-заочники получают знания с помощью тех же учебников, что и студенты дневных отделений. При этом объем программы, которую реализует преподаватель во время лекций, значительно шире, чем может вместить в себя стандартное печатное пособие. Обычно вдохновленный своим предметом лектор снабжает учебный материал запоминающимися метафорами, спонтанными экскурсами в историю и лучшими кейсами. Каждая живая лекция уникальна по эмоциональной наполненности, что делает процесс усвоения знаний более естественным. Но за 8–12 пар, предусмотренных на заочном обучении, преподаватели зачастую просто не в состоянии дать весь объем теоретических знаний.
Если отвлечься от процесса обучения, то каждый, кто когда-либо искал работу, знает, что в крупных престижных компаниях в первую очередь оценивают способность поддержать разговор на профессиональные темы, наличие знаний в конкретной отрасли, опыт работы и заинтересованность в должности. Многие работодатели применяют тесты, чтобы определить уровень квалификации лучшими кейсами претендентов. Диплом обычно приносят только в отдел кадров при устройстве на работу, и от отсутствия знаний и навыков он не спасает.
В своем исследовании Институт технологий управления РТУ МИРЭА выяснил, что только 15,2% современных работодателей при приеме на работу учитывают факт наличия самого диплома. Большинство, а это 56,8%, прежде всего полагаются на опыт и практические навыки. При этом 31,3% компаний готовы предоставить должность соискателям даже без высшего образования.
В сознании работодателей сложился стереотип, что уровень подготовки заочников гораздо ниже, чем у студентов очной формы. Поэтому многие руководители организаций пытаются переучить таких специалистов. Они зачастую не доверяют заочникам и сомневаются в том, что их уровня компетентности хватит для того, чтобы занимать ответственную должность. Иными словами, если целью поступления является только обладание дипломом престижного вуза, то такая цель едва ли оправдывает средства.
Иллюзия простоты заочного обучения рассеивается на первой же сессии. Для самостоятельного изучения материала нужны целеустремленность, усидчивость и самоорганизация – качества, которые редко бывают присущи вчерашним школьникам. Можно потратить пару лет на заочном отделении, но так и не довести дело до логического конца. Самостоятельно усвоить весь учебный материал, к сожалению, практически нереально. Особенно это касается технических и медицинских специальностей. Поэтому такой способ получения высшего образования подойдет разве что готовым специалистам как альтернатива курсам повышения квалификации. Нужно признать: альтернатива весьма трудоемкая и долгосрочная.
Еще есть такие для многих важные минусы заочной формы обучения, как отсутствие льгот по оплате проезда, стипендии и общежития, отсутствие отсрочки от армии.
Важной причиной, по которой заочное образование изживает себя в современном мире, стала также диджитализация учебных процессов. Дистанционное обучение законодательно пока не установлено формой обучения, но оно объективно является более эффективным, чем самостоятельное изучение предметов. Цифровая реальность предлагает новые способы усвоения знаний посредством виртуальных лекций или игровых методик.
Сейчас заочное обучение остается лишь там, где есть запрос от работодателей либо географическая удаленность. Но четвертая промышленная революция безжалостно меняет даже самое заскорузлое мышление. Старые и неэффективные формы образования постепенно перейдут в разряд пережитков исторического прошлого. При этом очная форма обучения никуда не уйдет. Ничто не заменит личного общения студента и преподавателя. Хотя EdTech будет привносить все новые технологии, в том числе удаленного и онлайн-обучения.