Как власти могут бороться с инфляцией
Сегодня опасны не пустые полки, а пустые кошелькиПоследние новости с ценового фронта откровенно тревожные. Ценники выросли практически по всем продуктовым позициям – это признают и Росстат, и Центробанк. Статистики объявили об ускорении инфляции до 6,5%, а регулятор в пятницу собирается повысить ключевую ставку – аналитики ожидают, что, по совпадению, до тех же 6,5% годовых.
А тут еще хлебопеки, «предупредившие» об августовском повышении цен на хлеб на 7–12%. Хотя хлебные цены и так уже выросли – наиболее бюджетные батоны низкого качества не в счет. Напомнили о себе продавцы канцелярских и школьно-письменных принадлежностей, пригрозившие накануне нового учебного года поднять цены на 10–30%. Последнее выглядит нонсенсом, поскольку львиная доля этой продукции – импорт и ни стабильный курс рубля, ни застывшие таможенные пошлины повода не давали.
Но если негативный эффект от возможного повышения цен на карандаши и тетради еще удастся нивелировать за счет путинских 10 000 руб. «на школу», то как быть с превращающимся в деликатес «борщевым набором» – вроде бы не ясно. Да еще в преддверии выборов.
Складывается впечатление, что многочисленные страшилки аграриев и дистрибуторов по большей части направлены на формирование массовых инфляционных ожиданий через распространение фальшивых угроз и лукавых намерений. Доходит до того, что топ-менеджмент некоторых ритейлеров принялся пугать пустыми полками вследствие... «мусорной реформы». Как будто забота об экологии больше не глобальная добродетель.
К чести правительства нужно сказать, что оно не разводит руками от бессилия, как практиковалось все последние десятилетия, а весьма успешно, часто «за кадром», пытается гасить ценовую волну, точнее, психологическую атаку на потребительский сектор.
В связи со всем этим нелишне систематизировать государственные способы инфляционного противодействия. Тем более что именно правительство, а не Центробанк обладает наиболее эффективным контринфляционным инструментарием.
Во-первых, это господдержка товаропроизводителей, осуществляемая на условиях ответственного поведения аграриев. Например, льготное кредитование до 1,5 млрд руб., пролонгация инвестиционных займов до 12 лет и более, кредиты на закупку зерна, жмыхов, аминокислот, а в последнее время – долгосрочное финансово-инвестиционное стимулирование регионов под 4% годовых для развития собственных, в том числе аграрных, проектов.
Поддержка мелковата, считают некоторые аграрии, что вполне естественно – аппетит приходит во время еды. Но тогда нужно артикулировать свои проблемы ясно и понятно, а не заниматься шантажом, исторически не имеющим в родном государстве ни единого шанса.
Во-вторых, введение, по сути, запретительных пошлин на экспорт как готовой аграрной продукции, так и сырья с полуфабрикатами. Здесь, кстати, сельским хозяйством дело не ограничивается: те же пошлины на продукцию металлургической отрасли в конечном итоге направлены на снижение затрат по обслуживанию и ремонту сельских зданий и сооружений, но что еще более актуально – на удешевление инвестиций в основной капитал.
На уровне крупных холдингов эта мера весьма болезненная в том смысле, что не позволяет получать дополнительный доход. Запланированную прибыль ведущие аграрии и так имеют сполна, проблема в другом – в том, что ценовая возгонка, практикуемая аграрными гигантами, диффузионно проникает на уровень средних и малых фермерских хозяйств, что для последних чревато перебоями в реализации и потерей части урожая.
В-третьих, ужесточение административных мер регулирования внутреннего рынка. Социум, без сомнения, одобрит фискальные репрессии против ключевых, сплошь офшорных, латифундистов и торговых сетей. В ситуации, когда выгодоприобретателями COVID-кризиса стало не более 14% населения, а 86% продолжает беднеть, все цивилизованные средства по восстановлению социальной справедливости хороши.
Доходит до того, что та же морковь предлагается производителями из ближнего зарубежья по оптовой цене не выше 22 руб./кг, но ритейлерам сподручнее продавать ее от 60 руб./кг в южных регионах до 130 руб./кг в центральной полосе. Не потому ли, что ФАС молчит?
И все же главная задача – не столько противостоять выросшим ценам (это уже свершившийся факт), сколько не допустить раскручивания инфляционной спирали «зарплата – цены», поскольку производители и продавцы в полном соответствии с их предпринимательской природой не удовлетворятся ростом маржи в номинальном выражении. Что, в свою очередь, чревато внезапным выходом населения из зоны социальной стабильности. Даже с учетом всех предстоящих внеплановых выплат и индексаций. Сегодня опасны не пустые полки, а пустые кошельки.