Секрет мегаполиса
Почему одни города ждут любовь и успех, а другие – запустениеГорода аккумулируют более 80% мирового ВВП. Постоковидная эпоха усилила тенденцию к тому, что люди стали проводить больше времени там, где они живут. Это повлекло за собой необходимость менять саму структуру городской среды и ее сервисы. Например, одна из популярных концепций «15-минутного города» предлагает принцип децентрализации, когда жизненно необходимые функции находятся в шаговой доступности. Продвинутые города думают не только о строительстве дорогостоящего метро и дорожных развязок, но и о планировании города таким образом, чтобы потребность жителей в поездках снижалась.
При этом особенно сильно меняется качество в решениях благоустройства. Хороший пример – реконструкция набережной Тулы. Она выполнена в рамках ревитализации исторического центра города, где теперь очень приятно находиться. Такое сохранение и переосмысление наследия помогает формировать идентичность города и его жителей, создавать связь людей с прошлым и привязанность к настоящему, а также повышать гордость за свой город.
Тула счастливый пример – с городом работало известное бюро Wowhouse. Появление качественной инфраструктуры напрямую зависит от компетенций, которыми обладают городские и региональные команды. С июля 2016 года бизнес-школа СКОЛКОВО начала заниматься подготовкой управленческих команд моногородов, а теперь – еще и для 100 крупнейших городов России. Запрос на подготовку команд очень большой. Архитекторов, планировщиков, IT-специалистов можно нанять в любой точке планеты, но претворять в жизнь их идеи и инициативы нужно будет с местными сильными квалифицированными заказчиками.
Многие регионы работают в этом направлении и весьма успешно. Так, Республики Татарстан и Башкортостан, а также Ивановская и Нижегородская области создали мощные центры компетенций и, благодаря их деятельности, существенно усилили качество реализуемых проектов городского развития.
Опыт реализации нашей программы Master of Public Administration (МРА) показал, что развитие города часто определяется не столько структурными и историческими факторами, а лидерскими качествами и мотивацией команды управленцев. Что делать муниципальным властям, чтобы город был успешным и привлекательным для своих горожан?
1. Не бояться ставить амбициозные цели. Например, Благовещенск планирует увеличить поток туристов из Китая с 200 тыс. до 2 млн человек за счет создания новых туристических аттракторов.
2. Использовать человекоцентричную логику при составлении программ развития. Так, в Нижнем Новгороде, одном из городов-лидеров IT-отрасли, команда получает преимущества за счет, в частности, масштабного притока студентов. Город пытается привлечь и удерживать выпускников ВУЗов и специалистов за счет качественного жилья, комфортной среды для жизни, разнообразия возможностей и ценностных ориентиров. IT-продукты и услуги город планируют масштабировать за счет усиления кооперации с другими отраслями.
3. Стать лидером изменений и примером для остальных. В Альметьевске главным образцом новой нормы мобильности стал сам мэр (кстати, выпускник бизнес-школы СКОЛКОВО), который лично показывает возможности и преимущества передвижения по городу на велосипеде.
4. Стать коммуникатором. Власть должна «собирать» вокруг себя всех, кто заинтересован в экономическом развитии, слушать их, давать возможности реализовывать свои идеи.
5. Постоянно искать новые источники развития.
Российские крупнейшие агломерации «живут» в одной парадигме с мировыми мегаполисами – устойчивого развития и конкуренции за лучших людей. Мне видится, что сдвинуть ситуацию к лучшему возможно, если давать больше полномочий и источников для их реализации на местах, параллельно повышая компетенции команд, если вместе с достаточным финансированием вводить более гибкую систему мотивации, если для управленческих команд формировать такие условия, в которых они смогут реализовать свой запрос на персональное развитие.
Конечно, нельзя забывать и о технологических решениях, которые позволяют адаптировать и оптимизировать городские инфраструктуры и процессы, и об определенных инструментах финансирования, например, государственно-частных партнерствах и практиках партисипаторного бюджетирования, когда речь идет о масштабных проектах.
К сожалению, пока рост городов в России происходит не за счет положительных демографических или социальных тенденций, а за счет расширения территориальных границ – таким образом в список миллионников последними вошли Красноярск, Воронеж и Краснодар, и сейчас, в 2021 в стране их уже 16.
За счет чего может быть рост, если практически исчерпан ресурс сельских поселений и малых городов, а естественного прироста населения в ближайшие годы не прогнозируется? За счет внешней миграции, но и здесь требуется проведение селективной политики, основанной на потребностях экономики и инвестициях в человеческий капитал.
Многие российские города находятся в начале пути трансформации, даже города-бренды, как Санкт-Петербург. У многих схожие проблемы – низкая экономическая отдача от исторического центра и территорий бывших промзон, слабо регулируемая застройка окраин и рост нагрузки на транспортную инфраструктуру. У многих похожие стратегии развития – крупные инфраструктурные и транспортно-логистические решения. Может быть, пришло время настроить фокус внимания большого города на «маленького человека»?
Успех городов – в успехе каждого из его жителей. Это очень простая закономерность, которая становится новой ценностью и новым ориентиром для властей, если они хотят видеть свои города благополучными, конкурентными и сбалансированными. Чем больше возможностей для положительных изменений человек получает в городе, тем больше вероятность того, что он не отправится на поиски лучшей доли, а отдаст свой ресурс этому месту.