Приватизация на минималках
Почему провалился план по продаже государственной собственностиИсполнение программы приватизации федерального имущества в 2017–2019 гг. оказалось минимальным за последние 10 лет. За это время была реализована только четверть запланированных активов, говорится в бюллетене Счетной палаты (СП). По данным аудиторов, было приватизировано 25% пакетов акций или долей в уставных капиталах хозяйственных обществ от запланированных, 22% ФГУП и 23% объектов имущества государственной казны.
Приватизация даже крупных компаний отстает от плана из-за высокой степени неопределенности в экономике, плохо прогнозируемого инвестиционного климата, санкционных рисков. Еще одна возможная причина чисто техническая – недостаточная популярность в России института профессиональных антикризисных управляющих, которые привлекались бы для глубокого финансового и юридического аудита активов и повышения их инвестиционной привлекательности. Такая подготовка позволила бы предоставить покупателям некоторое подобие гарантий того, что с активом не случится неожиданных негативных событий, влияющих на его стоимость.
«Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, в 2017–2019 гг. ожидались в размере 5,6 млрд руб. ежегодно, а в 2020–2022 гг. – в размере 3,6 млрд руб. ежегодно», – заявляют в пресс-службе СП. Информацией о планах по продаже крупнейших компаний палата «не располагает».
Приватизация госпредприятий зачастую имеет такие особенности, которые делают невозможным подход к оценке их стоимости и инвестпривлекательности, уместный в частном секторе.
Например, ФГУП может иметь весьма специфическую систему работы с контрагентами, заказчиками, поставщиками, определенные цепочки, которые могут разрушиться сразу после приватизации. И этот риск очень сложно не только оценить, но и в принципе пытаться снизить. Такой актив может быть эффективен, будучи именно ФГУПом, но теряет эффективность и жизнеспособность при приватизации, как ни парадоксально это может звучать. Есть ряд специфических госпредприятий, которые обеспечивают работу инфраструктуры, занимаются НИОКР, какой-то социально значимой деятельностью, а их заказчиком в том или ином виде является государство или госкомпании. И здесь также много подводных камней при осуществлении приватизации.
Есть еще один момент, вероятно ключевой в истории с приватизацией госкомпаний или продажей с балансов госбанков долей участия в компаниях. Допустим, какое-то предприятие можно оценить в Х руб., и это будет справедливая оценка, основанная на финансовом состоянии, возможности генерировать прибыль, перспектив развития. Но по каким-либо причинам его продают дороже этой стоимости. В случае частного собственника это предмет торговли и договоренностей, цена придет к уровню согласия продавца и покупателя.
Государство же в лице принимающих решения чиновников, если продаст актив дешевле, рискует получить вполне понятные обвинения в злоупотреблениях, нанесении экономического ущерба путем продажи по заниженной цене. Разве мало мы уже по факту видели подобных случаев, в том числе выявленных СП? Даже перспективы приватизации санируемых банков (а они, в общем-то, выглядят на своем рынке очень неплохо) пока туманны, что уж говорить о госпредприятиях, эффективность и перспективы развития которых вызывают множество вопросов.