Коммерсанты под чужим флагом
Пандемия и кризис не ослабили интерес бизнеса к франшизамРынок франчайзинга в России с прошлого года демонстрирует оживление, несмотря на пандемию. Благодаря использованию отлаженных моделей ведения бизнеса и господдержке приобретение франшизы остается комфортным вариантом развития малого бизнеса. И эта практика продолжает набирать обороты.
В прошлом году оборот малых предприятий снизился примерно на 2,8 трлн руб., подсчитало Национальное рейтинговое агентство. Как выяснил в ходе опросов Российский союз промышленников и предпринимателей, среди малых предприятий отрицательный эффект пандемии ощутили более 60%, в то время как среди крупных – только 35% компаний. А по данным аналитической службы FinExpertiza, к августу 2020 г. прекратили работу более 1 млн российских МСП, т. е. почти каждый пятый бизнес в этом сегменте.
Несмотря на общие неутешительные тенденции, на рынке готового бизнеса активность не снижалась. По статистике Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в прошлом году количество объектов, открытых по франшизе, выросло на 8% до 75 000. РАФ оценивает вклад франчайзинговых предприятий в экономику в 2,1 трлн руб., или 2% российского ВВП. Для сравнения: на родине франчайзинга – в США – этот показатель составляет 3% ВВП. Расти есть куда.
Одним из самых крупных сегментов франчайзинга в России всегда являлись проекты, связанные с общественным питанием (около 30% франшиз, по данным РАФ). Но в прошлом году количество заявок на франшизы ресторанов сократилось на 60%. Еще больше пострадали сегменты офлайн-развлечений, фитнеса и турбизнеса. Впрочем, спрос на них с осени 2020 г. постепенно восстанавливается.
Вполне ожидаемым эффектом пандемии стало снижение среднего чека по приобретению франшизы. По данным «Опоры России», в 2020 г. почти на 15% вырос спрос на франшизы стоимостью до 1 млн руб. Особенно велик интерес к самым недорогим франшизам – от 200 000–300 000 руб. К ним относятся, например, Instagram-магазины, вендинговые автоматы и пункты выдачи заказов интернет-магазинов.
Традиционно интерес к франчайзинговому бизнесу возрастает в кризисные годы, когда предприниматели снижают свой аппетит к риску и полагаются на проверенные схемы ведения бизнеса. Коронакризис не стал исключением. Предприятия, действующие по модели франчайзинга, демонстрируют повышенную финансовую устойчивость. В то время как самостоятельный бизнес бьется с проблемами в одиночку, большинство франшиз оказывают разностороннюю помощь своим партнерам, предлагая антикризисные меры и адаптируя маркетинговую стратегию бренда под ситуацию.
Благодаря этому крупные франчайзинговые сети продемонстрировали неплохие показатели роста. Например, вырос спрос на франшизы курьерской доставки, магазинов у дома, медицинских лабораторий, аптек и дистанционного образования. Кроме того, по-прежнему в топе франшизы парикмахерских, салонов красоты и сервисных центров.
Свою роль играет и государственная поддержка, не просто оказываемая малому бизнесу, но направленная именно на франчайзи. Например, столичные предприниматели, ведущие бизнес по франшизе, могут получать компенсацию от правительства Москвы. Эта субсидия покрывает расходы не только на оплату вознаграждений правообладателю (до 50% от паушального взноса и до 100% роялти), но и на приобретение оборудования (до 35%), проценты по кредитам на покупку оборудования и развитие хозяйственной деятельности, оплату коммунальных услуг (до 70%). Совокупный объем компенсации на все виды расходов может составлять максимум до 1 млн руб. ежегодно.
Московский гарантийный фонд оценил объем кредитов, которые его заемщики уже привлекли на развитие бизнеса по модели франшиз, в размере более 500 млн руб. Среди них пиццерии, розничные магазины, пункты медицинских анализов, медицинские центры и ветклиники. Речь о тех кейсах, в которых фонд поручился за предпринимателей, которые за счет кредита в банке-партнере приобрели франшизу. В такой схеме кредиторам понятен источник средств на оплату заемщиком расходов по кредиту. По данным фонда, схема франчайзинга перспективна, позволяет предпринимателю во многих случаях быстрее запустить бизнес и избежать ошибок, хотя большинство кредиторов пока видят высокий риск в финансировании совсем «нулевых» предпринимателей, даже если они делают первый шаг по франшизе.
В свою очередь, Банк России заявил о рассмотрении возможности снижения нормативов резервирования для финансовых организаций при кредитовании участников рынка франчайзинга. Однако для этого требуются обобщенные статистические данные, подтверждающие повышенную финансовую устойчивость предприятий данного сектора по сравнению с другими заемщиками.
Растущий интерес к франшизам позволяет предположить, что этот рынок в России будет развиваться более быстрыми темпами, чем сегмент МСП в целом. По прогнозам РАФ, в 2021 г. рынок вырастет на 20–25%.