Дефолты – это нормально

Кто может зарабатывать на «мусорных облигациях»

Сеть кафе быстрого питания «Дядя Дёнер» допустила технический дефолт при выплате купона по двум выпускам своих облигаций («Ведомости» подробно об этом рассказывали в номере от 19 мая 2021 г.). Это событие подстегнуло дискуссию о необходимости ужесточения требований к эмитентам таких бумаг – сегмента ВДО (высокодоходных облигаций). С одной стороны, понятно желание несколько охладить этот рынок, растущий уже второй год очень высокими темпами. Но существует и другое мнение: на то эти облигации и высокодоходные, с соответствующими – высокими – рисками, и там должны быть дефолты, просто инвесторам надо понимать реальные риски.

Сегмент подобных бумаг – это нормальная практика для любого облигационного рынка мира. Облигации с низким кредитным рейтингом или вовсе без оценок кредитного качества и рассчитаны на определенный класс инвесторов. Скажем даже больше: дефолты в этом сегменте не только совершенно нормальны, но и нужны рынку для формирования статистики, построения моделей оценок. Да и премия за риск, которую платят облигационеры по таким бумагам, отражает ровно те самые возможные потери при дефолтах. Вспомним, что вообще этот сегмент, называемый у нас высокодоходными бумагами, вообще принято именовать «мусорными облигациями» (junk bonds). Скорее приходится удивляться тому, что на российском рынке дефолтов по таким бумагам крайне мало.

Впрочем, объясняется это молодостью рынка. Скорее всего, в этом году мы станем свидетелями новых дефолтов на рынке ВДО, особенно с учетом роста ставок и доходностей и, соответственно, ухудшения конъюнктуры для эмитентов. Рост ключевой ставки приводит к снижению возможностей по рефинансированию существующих долгов. При этом именно падение ставок в прошлом году в совокупности с сильным притоком на рынок розничных инвесторов дало мощный импульс рынку. Тот же «Дядя Дёнер» размещался с такими ставками, которые буквально 2–3 года назад устроили эмитентов первого эшелона, крупнейшие компании.

Но для новичков на рынке – тех, кто только вчера, условно говоря, «вышел из депозитов», доступность этих бумаг действительно стоило бы ограничить. Чтобы осознать особенности этих бумаг, включающую нормальность дефолтов и повышенные риски, надо иметь определенный опыт работы на рынке и соответствующую квалификацию.

Поэтому можно согласиться с теми ограничениями для неквалифицированных инвесторов, которые вводит регулятор на этом рынке – и не только с точки зрения сложных структурных продуктов, но и некоторых сегментов бумаг с повышенным риском. Это станет залогом органического развития рынка – без разочарования в нем массового инвестора.

Максим Стулов / Ведомости