США и Канада могут остаться без золота Киргизии
Возможной ссорой Бишкека и Вашингтона воспользуется Россия17 мая парламент Киргизии поручил правительству ввести внешнее управление в отношении золотодобывающей компании Kumtor сроком на три месяца. Новость, важнейшая для центральноазиатской республики и всего региона, немедленно взбудоражила и международных инвесторов. ЕБРР объявил, что решение ставит под угрозу восстановление экономики страны и ее репутацию безопасного места для инвесторов (хотя банк, конечно, слукавил: трудно считать тихой инвестиционной гаванью страну, в которой перманентно случаются разного рода «революции»).
Kumtor – ключевой актив киргизской экономики, он дает почти 10% ВВП страны. Его работа с момента приватизации в начале 90-х гг. сопровождалась постоянными скандалами. Сегодня контролирующая рудник компания Centerra Gold находится в канадской юрисдикции, но ее крупнейшими владельцами являются американские инвестфонды во главе с могущественным BlackRock. Примечательно, что решение о введении в Kumtor внешнего управления было принято на следующий день после того, как МИД страны попрощался с ушедшим на повышение в госдеп послом США в Киргизии Дональдом Лу.
Требование о национализации Kumtor на том основании, что она якобы «несправедливо» ушла под чужой контроль, еще 10 лет назад стало трамплином в большую политику для нынешнего президента Киргизии Садыра Жапарова. Сейчас он, похоже, взялся за дело всерьез – во всяком случае, в парламенте прямо говорят о национализации компании. А 12 мая госкомиссия по проверке деятельности Kumtor рекомендовала взыскать с нее почти $5 млрд – в эту сумму скопом включены как налоговые претензии к компании, так и оценка вменяемого ей экологического ущерба от складирования отходов на ледниках.
Национализация Kumtor, если она состоится, очевидно, рассорит Бишкек с США и Канадой. Ссорой не преминет воспользоваться Россия, запустив процессы более тесной интеграции в рамках ЕАЭС. А вероятные западные санкции против Киргизии подтолкнут ее присоединиться к инициативе России и Белоруссии о совместном в рамках союза контрсанкционном ответе Западу.
История вокруг Kumtor лишний раз показывает: разговоры про национализацию больше не табу на постсоветском пространстве. Этот тренд набирает обороты, хоть и причины в каждом случае свои. Например, Украина национализировала производителя авиадвигателей «Мотор сич» в угоду США – чтобы тот не достался Китаю. Нефтепродуктопровод «Прикарпатзападтранс» возвращен в госсобственность в рамках прессинга партии «Оппозиционная платформа – За жизнь». А в России в марте текущего года национализацию предприятий, не справляющихся с гособоронзаказом, допустил президент Путин. Станет ли национализация больше, чем просто ответом на политическую конъюнктуру, – увидим.