Полное безумие Dogecoin

Объект инвестирования сегодня можно сделать даже из мема

Капитализация криптовалюты Dogecoin еще в начале мая превышала $85 млрд. Это больше, чем рыночная стоимость General Motors или «Газпрома», и почти столько же, сколько стоят Uber или «Сбер». Но к 9 мая она просела сразу на 30%. Виноват Илон Маск, который в эфире популярного шоу Saturday Night Live назвал ее «разводкой» (Маску, кстати, не впервые удается радикально влиять на котировки Dogecoin: благодаря его твитам в апреле стоимость этой криптовалюты взлетела почти вдвое за неделю). Впрочем, даже сейчас, после просадки, стоимость Dogecoin более чем в 100 раз выше, чем в начале года.

В отличие от других известных криптовалют Dogecoin не создавался в качестве серьезного проекта – это была шутка программиста Билли Маркуса. В конце 2013 г. он сделал ее, по его собственному признанию, за три часа – как пародию на активно растущие криптовалюты. Символом Dogecoin стал популярный мем – довольная собака породы сиба-ину, а лозунгом – «цифровая валюта, которую предпочитают сиба-ину по всему миру».

Технически Dogecoin тоже максимально прост – в отличие от того же биткойна или Ethereum, за которыми стоит развитая инфраструктура и которые наделены серьезными возможностями (такими, как заключение смарт-контрактов, например). Но после того как некоторые торговые сети, спортивные и медицинские организации начали принимать Dogecoin, эта валюта тоже приобрела черты реального платежного инструмента.

Обольщаться, впрочем, не стоит. Финансовые власти во всем мире не допустят, чтобы у Dogecoin, равно как и у других криптовалют, появились функции настоящих денег. Независимо от того, идет речь о «серьезном» криптоактиве или о монетах с милыми собачками, центральные банки не отпустят свою монополию. Глава Банка Англии Эндрю Бейли прямо заявил, что криптовалюты не имеют внутренней стоимости, так что «покупайте, только если вы готовы потерять свои деньги». Dogecoin – это, конечно, не аналог «схемы Понци». Но в том, что стоимость криптовалюты разогрета почти исключительно пиаром, тоже нет сомнения.

Сейчас ключевые владельцы Dogecoin – совершенно не те люди, кто его запускал. Еще в 2015 г. Маркус вышел из проекта, продав свои токены, а в этом году написал открытое письмо, в котором назвал Dogecoin «выросшим из прикола», а фантастический рост его стоимости – «полным безумием». В основе этого «безумия» – фантастическая по масштабам ликвидность, которая идет и на фондовый рынок, и в альтернативные инструменты. В том числе в криптоактивы. Благодаря этому объект инвестирования удается сделать из чего угодно. Даже из мема.

Dado Ruvic / Reuters