Кредиты у опасной черты

Чем обернется рост долговой нагрузки населения

Граждане России второй месяц подряд бьют рекорды по количеству денег, взятых взаймы. В апреле, по данным аналитической компании Frank RG, банки выдали 1,3 трлн руб. кредитов – это исторический максимум. Предыдущий рекорд был поставлен в марте, но именно апрель дал старт новому тревожному тренду: ипотека уже не главный драйвер роста долгов, как было в 2020 г. Рынок недвижимости перегрет, и на первый план вышли кредиты наличными (их было выдано в прошлом месяце больше всего), а также стремительно набирающие обороты автокредиты.

Эта статистика предвещает не лучший исход. С одной стороны, часть заемных денег россияне вкладывают в реальные активы – квартиры и автомобили. Это происходит на фоне ускоренного роста цен на них. С другой – даже если считать, что значительная часть наличности перекладывается в эти активы, а также валюту и золото, а не тратится на текущее потребление, общая картина от этого только сумрачнее – ведь это значит, что ожидания девальвации рубля у населения настолько высоки, что даже вложение денег, взятых под процент, в твердую валюту кажется ему оправданным.

Экономика учит нас, что неэластичный спрос (т. е. спрос, слабо зависящий от изменения цены) характерен для товаров первой необходимости – еды, одежды, лекарств. В то время как квартиры, автомобили и бытовая техника, куда сейчас преимущественно и утекают взятые кредиты, – это как раз товары с эластичным спросом: растет цена на них – падает спрос. Но сейчас все не так: спрос растет вслед за ростом цен на опасениях еще большего роста цен. При этом доходы населения продолжают падать – на 3,5% только за 2020 г.

Таким образом, можно констатировать, что часть заемщиков, кому уже не хватает на жизнь, сейчас формируют спрос на кредиты наличными, а другая часть пытается во что бы то ни стало реализовать отложенный спрос. И если в 2020 г. базой для покупок на рынке автомобилей и недвижимости были деньги, изъятые с депозитов, процентная ставка по которым просела, то сейчас в ход пошли еще и кредиты.

Через расширение кредитования государство продолжает откровенно стимулировать потребление – возможно, пытаясь таким образом сохранить у населения ощущение неснижающегося качества жизни даже на фоне экономического кризиса (тем более что впереди выборы в Госдуму). Но если следовать этой логике и дальше, то, чтобы иметь возможность рассчитываться по долгам, мы должны иметь бурный восстановительный рост на выходе из пандемии, а его не предвещают даже правительственные прогнозы. Так чем отдавать будем?

Андрей Гордеев / Ведомости