Куда и как пойдут деньги от ВЭБа
В ближайшие пять лет он выдаст экономике 10–15 трлн рублейНе только спортсмены отчаянно соревнуются друг с другом, но и мировые экономики. Вклад в победу вносят многие слагаемые – инициативность бизнеса, деловой климат, регуляторная предсказуемость. В странах ОЭСР рост инвестиций в основной капитал прогнозируется на уровне 4% с 2020 по 2030 г. США и Китай анонсировали глобальные инфраструктурные инвестиционные программы объемом более $3 трлн. России тоже необходим инвестиционный рывок.
Экономика России и отечественные предприниматели достойно прошли испытание пандемией. Государство реализовало масштабный пакет поддержки. Теперь стоит задача выйти из режима кризисного управления и обеспечить приток инвестиций в новые проекты.
Важная роль здесь отводится институтам развития. Как сказал президент в послании Федеральному собранию, «мы консолидировали институты развития на базе ВЭБа. Их задача – снижать риски для вложения частных капиталов, помогать в создании новых рынков и инвестиционных механизмов». Один из таких механизмов – Фабрика проектного финансирования – запущен ВЭБом. Фабрика существует с февраля 2018 г. Сейчас на конвейере 40 проектов на 3 трлн руб. За каждой сделкой миллиарды инвестиций, тысячи рабочих мест, налоговые поступления. Важно, что такие проекты – в инфраструктуре, промышленности, экспорте или развитии агломераций – это будущее экономики: с выходом на новые рынки сбыта, ростом компетенций в несырьевом производстве, повышением качества жизни людей.
Банк развития не просто кредитная организация. Он ориентирован на проактивный отбор и структурирование проектов, помощь регионам и городам, поиск соинвесторов, привлечение мер господдержки. С учетом решения о выделении государством 500 млрд руб. на инфраструктурные бюджетные кредиты регионам работы будет много.
Бизнес-модель самого ВЭБа уже кардинально поменялась и соответствует этим задачам. ВЭБ выступает партнером в проекте только в том случае, когда его нельзя осуществить без участия банка развития. Извлечение прибыли не является его целью, но и доступа к дешевым деньгам у него нет, потому веерной раздачи не будет. Обязательное условие для входа в проект – возвратность инвестиций. Для инвесторов есть рычаг поддержки. ВЭБ берет на себя повышенные риски, тем самым делая проекты развития привлекательными для коммерческих банков.
Правительство поручило ВЭБу координацию 12 институтов развития – с выработкой стратегий, помощью с привлечением средств и контролем за уровнем рисков. В планах банка развития в ближайшие пять лет выдать в экономику более 10 трлн руб. (фактическая сумма может оказаться в 1,5 раза больше – порядка 15 трлн руб. до конца 2024 г.). На этот год установленный правительством КПЭ по выдачам в экономику – более 850 млрд руб. С такими объемами ВЭБу еще не приходилось работать. А с учетом того, что на рубль ВЭБа еще 2–3 руб. дают коммерческие банки, сумма инвестиций получается значительной.
Куда пойдут эти деньги? Основные направления новой стратегии ВЭБа – промышленность, магистральная инфраструктура и городская экономика (то, что повышает качество жизни в городах), экспорт, малое и среднее предпринимательство, инновации и информационные технологии. В частности, в промышленности объем поддержки проектов в ближайшие четыре года (2021–2024 гг.) будет удвоен по сравнению с 2017–2020 гг. и достигнет 3–4 трлн руб. В магистральной инфраструктуре он составит 1,7 трлн руб., по проектам городской экономики превысит 1 трлн руб. По направлению «Экспорт» в планах поддержать проекты на 7 трлн руб. до конца 2024 г. А объем поддержки МСП со стороны группы ВЭБ может в амбициозном сценарии достичь 2,1 трлн руб. (в предыдущие четыре года было 1,3 трлн руб.).
Помимо ответа на вопрос, куда пойдут деньги, важно ответить и на вопрос как. Одним из ключевых принципов в работе ВЭБа становится клиентоцентричность. Это подразумевает способность быстро адаптировать продукты и услуги (в случае с ВЭБом это прежде всего финансовые инструменты) под запросы клиента, будь то малый и средний бизнес, коммерческие банки, экспортеры, крупные инвесторы.
Координация институтов развития на базе ВЭБа – часть правительственного курса на повышение качества работы госаппарата и его перевод на принципы клиентоцентричности. На выходе должны получиться и другое качество, и другие скорости работы. В случае с институтами развития речь идет о создании гибкой и прозрачной системы поддержки, которой могла бы пользоваться любая компания – от начинающего предпринимателя до глобальных холдингов. И каждый из них на своем уровне будет обеспечивать отдачу в экономику, платить налоги, создавать рабочие места и новое качество услуг.
Результаты этой работы измеряются не только в деньгах. Это комфортная и безопасная жизнь в российских городах, чистый воздух и вода, современные кварталы, новый городской транспорт, внедрение самых перспективных технологий (водородная энергетика, системы связи 6G). Ставка на объединение усилий всех участников для решения этих задач оправданна. Как и то, что банк развития выступает центром сборки этой повестки в городах и регионах России.