Польза от длинных майских выходных находится с трудом
А вот проблемы очевидныРоссийским гражданам неожиданно повезло – президент объявил четыре дня между майскими праздниками «нерабочими». Таким образом, страна будет отдыхать 10 дней. Официально это продиктовано рекомендациями Роспотребнадзора и стремлением снизить темпы распространения коронавирусной инфекции в ситуации угрозы третьей волны пандемии. Но это, конечно, звучит странно: миллионы граждан сейчас ежедневно спускаются, например, в метро и садятся в наземный транспорт, количество контактов колоссально, но никаких ограничений нет. Даже контроль за соблюдением масочного режима уже не такой строгий.
Бизнес в подавляющем большинстве резко отрицательно воспринял инициативу власти. Это понятно: восстановления пока не произошло, еще требуются усилия и у компаний был расчет на почти полноценную рабочую неделю с соответствующей производительностью и потреблением. Теперь же «майская остановка» полностью входит в затраты предпринимателей – придется вхолостую платить зарплату, аренду и делать прочие регулярные платежи.
При этом нельзя сказать, что россияне мало отдыхают. Согласно Трудовому кодексу, в России только официально 14 праздничных дней, по этому показателю она занимает 6-е место в мире. А в этом году благодаря «майским каникулам» (с формальной точки зрения «нерабочие» дни не являются праздниками, но суть одна) она вплотную приблизится к лидеру – Аргентине, где празднуют 19 дней в году, и разделит 2-е место с Колумбией.
Найти пользу от этого решения сложно. Есть, впрочем, гипотеза, что таким образом стимулируется потребительская активность – вроде как в праздничные дни спрос выше. Однако опыт предыдущих лет, в частности доковидного 2019 года, показывает, что это как минимум не совсем так. По данным компании InSales, разработчика товароучетной системы, во время майских праздников действительно наблюдается некоторый всплеск покупок продуктов питания – объем продаж в этой категории в позапрошлом году вырос на 7% по отношению к началу апреля. Средний чек в пивных барах увеличился на 24%. Но одновременно продажи, например, одежды в эти дни снизились на 55%, а объем интернет-заказов – на 31%. Иными словами, если потребление и растет, то лишь в отдельных нишах.
Проблема длинных праздников, как показывают рождественские каникулы, еще и в том, что возвращение к нормальной деловой активности также занимает несколько дней: реальная деятельность восстанавливается в лучшем случае к середине месяца. При этом проблему тех же новогодних праздников для экономики отчасти уравновешивает бум предновогоднего потребления, а также то, что к этим каникулам все привыкли, т. е. новогоднее «торможение» плановое. А в случае майских каникул нет ни бума, ни плана.