Совокупные продажи топ-100 онлайн-магазинов за 2020 г. удвоились

При этом средний чек за год практически не изменился

Прошедший год оказался золотым для интернет-торговли. Но и в этой индустрии, которая является, несомненно, бенефициаром пандемии, не все однородно. Об этом свидетельствует рейтинг 100 крупнейших интернет-магазинов России, который ежегодно формирует исследовательская компания DataInsight. Помимо маркетплейсов в число наиболее удачливых сегментов года вошли FMCG, электроника, товары для дома, мебель, аптеки.

Так, маркетплейсы стартовали с низкой базы и показали впечатляющий прирост: «Яндекс.Лавка» выросла в 47,5 раза, «Самокат» – в 17,4 раза, «Сбермаркет» – в 13 раз, а «Перекресток впрок» – на скромные на этом фоне 206%. Очень удачно провели год и продавцы электроники и бытовой техники: DNS-shop, «М.Видео» и «Эльдорадо» увеличили онлайн-продажи в среднем вдвое, большинство остальных – в 1,5 раза. С благодарностью будут вспоминать 2020 г. и торговцы товарами для дома: интернет-магазин IKEA увеличил оборот на 175%, Leroy Merlin – на 217%. Отлично отработали год и большинство интернет-аптек – eapteka.ru (теперь – «Сбер аптека») и zdravcity.ru выросли более чем на 130%, а аптечная сеть «Горздрав» нарастила интернет-продажи на 146%.

В целом рейтинг позволяет сделать несколько заключений. Интернет-бизнес существенно вырос – самый маленький из 100 крупнейших интернет-магазинов в 2020 г. получил выручку 2,8 млрд руб. против 2,3 млрд руб. в 2019 г. Общая сумма продаж участников рейтинга в 2019 г. составляла 1,17 трлн руб., в 2020 г. уже 2,1 трлн руб., т. е. почти вдвое больше. При этом рост продаж обеспечен благодаря увеличению количества заказов, а средний чек вырос всего на 4% – т. е., исходя из официально заявленной годовой инфляции в 4,91%, практически не изменился. Мало того, в некоторых сегментах (например, «товары для дома и ремонта») сокращение среднего чека достигало 10–30%. Люди стали покупать чаще, но меньше. Такая тенденция может сохраниться, и в выигрыше будут продавцы, которые смогут уделить внимание даже самому скромному заказу.

Также показательно, что не только маркетплейсы, но и специализированные интернет-магазины отлично провели год. Так что слухи о «полной победе» маркетплейсов пока сильно преувеличены. Поле битвы еще огромно: в России на онлайн приходится не более 10% всего розничного товарооборота, тогда как на рынке США – почти 30%. Пока возможности для роста есть и у универсальных площадок, и у специализированных. Главный вопрос сейчас, насколько сохранится темп роста онлайн-розницы в 2021 г. после прошлогоднего спринта. Данные некоторых игроков за I квартал свидетельствуют, что ралли продолжается.

Максим Стулов / Ведомости