ВЭБ займется инфраструктурой будущего
А также созданием суперотраслей для технологического прорываДо конца 2025 г. ВЭБ намерен реализовать инвестиционные проекты на 10 трлн руб. Такие планы обнародовал председатель ВЭБа Игорь Шувалов на заседании наблюдательного совета госкорпорации, которое состоялось 16 апреля 2021 г. «ВЭБ готов брать на себя более амбициозные задачи и активно участвовать в реализации фронтальных стратегий правительства», – сказал Шувалов по итогам набсовета. В свою очередь, глава набсовета госкорпорации вице-премьер Дмитрий Григоренко отметил, что «фронтальная стратегия правительства предусматривает существенные инвестиции в экономику страны, инструментом привлечения этих капиталовложений становится ВЭБ».
Сейчас основные направления инвестирования ВЭБа – это судостроительная и газохимическая отрасли, машиностроение, развитие магистральной инфраструктуры, модернизация аэропортов. В ближайшей перспективе направлений работы у ВЭБа будет больше. Во-первых, инвестиции в проекты национальных целей и приоритетные для правительства. Во-вторых, это проекты, направленные на повышение конкурентоспособности и экспортоориентированности и нацеленные на создание суперотраслей для технологического прорыва. На этом фронте ВЭБ, кстати, уже начал работу – это, например, строительство 647 000 школьных мест к 2024 г. в рамках нацпроекта «Образование». «Третье направление: проекты региональной повестки, в том числе реализуемые на принципах государственно-частного партнерства. ВЭБ.РФ становится драйвером проектов инфраструктуры будущего, направленных на развитие агломераций», – сказал Григоренко.
По итогам заседания набсовета ВЭБа были обнародованы и новые вводные по реформе институтов развития, в результате которой большая их часть перешла под управление ВЭБа. Обновленная стратегия группы должна быть представлена к 1 июля. Приоритетная задача – максимальный вклад группы ВЭБ в выполнение национальных целей развития.
Решать эту задачу предстоит на нескольких фронтах: выступать интегратором приоритетных проектов, создавать систему поддержки бизнеса с типовыми продуктами и сервисами, масштабировать лучшие решения. Еще одно важное направление – снятие рисков экономических циклов (контрциклическое хеджирование, востребованное прежде всего в проектах с высокой экспортной составляющей) и поддержка проектов на сложных этапах их реализации (таким образом ВЭБ обеспечивает участие в проектах частных инвесторов, прежде всего коммерческих банков).
Среди конкретных проектов, которые были рассмотрены наблюдательным советом ВЭБа, модернизация трамвайной сети в Таганроге. В планах обновление 45 км путей и поставка 60 новых трамваев. Это первый в России опыт столь масштабного обновления трамвайной сети. Шувалов назвал этот проект сложным и интересным. «Этот проект поддерживает председатель Совета Федерации, и председатель правительства дал все необходимые указания для того, чтобы был выделен капитал для поддержки», – сказал он. Проект станет пилотным, в случае успеха возможно его масштабирование в других регионах. Общая стоимость проекта – около 10 млрд руб. И, судя по информации в местной прессе, концессионерам (правительство Ростовской области заключило соответствующее соглашение с компанией «Синара – городские транспортные решения») придется попотеть: трамвайное хозяйство Таганрога сейчас не в лучшей форме, порядка половины парка машин из-за поломок не выходят на линию, немногим лучше и ситуация с состоянием путей и тяговых подстанций.
Впрочем, у ВЭБа уже есть довольно успешный опыт реализации комплексных проектов обновления систем общественного транспорта с внедрением современных цифровых решений контроля трафика и оплаты проезда. Так, в Твери был капитально обновлен автобусный парк (438 новых машин). Общая стоимость проекта составила порядка 3 млрд руб. После обновления системы транспорта в Твери на 30% снизилось количество ДТП с участием автобусов и на 50% – число травм пассажиров в результате таких аварий. Еще один плюс трамвайных проектов – их безусловная «зеленость». Так что особое внимание к ним ВЭБа, как одного из основных проводников повестки устойчивого развития и механизмов привлечения зеленого финансирования, также не вызывает вопросов.
К слову, каждое из направлений повестки ВЭБа соответствует уже принятым или анонсированным решениям властей по стимулированию инвестиций и активизации экономического роста. И концентрация на работе с регионами логична – тем более если вспомнить новый механизм поддержки инвестиций в регионах, который будет запущен уже в этом году.
С высокой вероятностью именно инфраструктура будет если не доминантой, то одним из самых весомых блоков в повестке ВЭБа на ближайшие годы. Госкорпорации при поддержке правительства предстоит довольно напряженная работа именно на этом направлении. И с учетом задачи по привлечению капвложений крайне востребованным будут как уже наработанные тандемы с коммерческими банками, так и поиск и привлечение дополнительных источников капитала и ликвидности.
На мой взгляд, разворот ВЭБа в сторону инфраструктуры оправдан и закономерен. Это тренд – именно на инфраструктуру ставят не только власти России, на этом направлении очень активны США, Китай и ряд других грандов мировой экономики. Здесь стоит отметить и недоинвестированность сферы в России сейчас, и высокий мультипликативный эффект от каждого вложенного рубля. И, что не менее важно для ВЭБа как банка развития, инфраструктурный трек дает счетные улучшения в жизни людей – со снижением аварийности, ростом налоговых отчислений и созданием новых рабочих мест.