Парадокс банкнот

Чем объяснить быстрый рост наличной денежной массы

Стремительный рост безналичных оплат и переводов, доведение удобства и технологичности этих операций до уровня одного клика, популяризация мобильных платежных сервисов – все это, кажется, делает наличные деньги анахронизмом. Тем не менее в прошлом году, по данным Банка России, на фоне пандемии и увеличения онлайн-покупок прирост денежной наличности в России также поставил рекорд за последние 10 лет. По состоянию на начало этого года сумма наличных денег у населения и бизнеса достигла 13,4 трлн руб. От общего объема денежной массы наличность составляет более 20%. Иначе говоря, покупают все больше безналично и онлайн, но хранят деньги – причем зачастую большие суммы – в банковских ячейках или даже просто дома. Как это объяснить?

Зампредседателя ЦБ Михаил Алексеев связывает «парадокс наличности» с тем, что в момент кризиса люди стали активнее снимать накопления с депозитов и чаще хранить деньги дома. Это кажется глупостью – депозит дает хотя бы минимальный доход. Но таковы массовые паттерны поведения – и не только в России. Управляющий Банка Англии Эндрю Бейли назвал этот феномен «парадоксом банкнот». На конец 2020 г. в ЕС в обращении находилось банкнот на сумму более 1,4 трлн евро, что на 11% больше, чем годом ранее. «Европейцы используют наличные деньги для хранения сбережений», – утверждается в отчете ЕЦБ. По оценкам РАНХиГС, за минувший год оборот наличных вырос на 35% в Бразилии, на 16% в Канаде, на 15,2% в США.

Одним из основных инструментов «абсорбирования» выведенной с депозитов и счетов наличности всегда была недвижимость. Прошлый год только усилил этот тренд. Отток с депозитов направился в пресловутую наличку, на фондовый рынок (тоже тренд прошедшего года) и на покупку квартир и домов. Не для того чтобы в них жить, а в качестве инвестиционного вложения, в том числе под сдачу в аренду. В результате резкого усиления такого спроса стоимость жилья в целом по России выросла на 12% в сегменте стандартного качества, а в некоторых городах – более чем на 20%. Если недвижимость будет все менее доступна, то хранить деньги чаще будут в наличных.

Дальнейшая динамика объема наличности зависит и от темпов восстановления экономической активности, и от того, насколько привлекательными для населения будут банковские депозиты. Здесь важна динамика ставок (она развернулась в сторону роста, что, вероятно, привлечет в том числе изъятые в прошлом году средства обратно в банки), но еще и режим налогообложения: НДФЛ на процентные доходы от крупных вкладов также повлиял на действия клиентов банков, некоторые из них забрали очень крупные депозиты и обратно в безналичную форму их не вернули.