Россия готова помочь мировому рынку продовольствия
В преодолении глобальных последствий пандемии страна может сыграть стратегическую рольСоциально-экономический удар пандемии COVID-19, которой уже больше года противостоит человечество, можно сравнить с крупными историческими потрясениями. Не исключено, что ее последствия мир будет ощущать как минимум еще несколько лет. Мы переживаем переломный момент, который трансформирует отношение государств и общества, в том числе к продовольственной безопасности и обеспечивающему ее бизнесу. Резко возросший спрос не только на медицинские средства индивидуальной и коллективной защиты, включая вакцины и лекарства, но и на базовые продукты питания показал, что недоработки в этой сфере грозят давно забытым дефицитом. Более того, голодом. По данным ООН, из-за пандемии число людей, находящихся на грани голодной смерти, уже удвоилось и достигло 270 млн человек. Об этом нечасто вспоминают.
Как считает директор Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бизли, 2021 год «пройдет под знаком гуманитарной катастрофы мирового масштаба». Массовые банкротства, разрывы в производственных цепочках и падение реальных доходов населения во время и после пандемии ограничивают доступность продуктов питания, что может привести к дальнейшему росту социальной и политической нестабильности.
Впрочем, и без пандемии обеспечение мировой продовольственной безопасности – глобальный вызов. К 2050 г. население планеты вырастет более чем на 2 млрд человек, что потребует увеличения ежегодного производства продовольствия с текущих 8,4 млрд до 13,5 млрд т. Очевидно, что в ходе разработки государствами после пандемии новых национальных стратегий вопросы продовольственной безопасности и здорового рациона выйдут на первый план.
Для нашей страны в связи с этим открываются новые перспективы. Россия в последние годы успешно реализовала программу импортозамещения, что в условиях закрытия границ из-за карантина позволило нам обеспечить себя продовольствием в полном объеме. Мы вошли в этот идеальный шторм в качественно другом состоянии по сравнению с кризисами предыдущих лет. У нас вполне стабильный, развитый внутренний рынок, сырьевой и энергетический сектор, самообеспечение продуктами питания, почти нулевой страновой долг и существенные золотовалютные резервы. Важно, что те меры, которые принимаются руководством страны, и координация, налаженная крупным бизнесом, на мой взгляд, серьезно повышают наши шансы выйти из пандемии с наименьшими возможными потерями. Больше того, сегодня Россия готова оказывать поддержку другим странам, в том числе сохраняя и наращивая стабильные международные поставки продукции для достижения необходимого уровня мировой продовольственной безопасности. Действующие механизмы СПИК (специальные инвестиционные контракты) и КППК (корпоративные программы повышения конкурентоспособности), новый инвестиционный институт СЗПК (соглашения о защите и поощрении капиталовложений) и создаваемый Фонд фондов закладывают фундамент для долгосрочного устойчивого роста. Эти инструменты станут ключевым драйвером перезапуска и активизации инвестиционного цикла.
Создание механизма СЗПК стоит выделить особо. Основной новацией закона является стабилизационная оговорка, гарантирующая сохранение налоговых условий, тарифов и регуляторики на весь срок реализации инвестиционного проекта. Это особенно важно для компаний, которые даже в условиях неопределенности продолжают масштабные инвестпрограммы.
В Госдуме рассматривается законопроект, регламентирующий выпуск и реализацию экологически чистой, или, как ее еще называют, органической, зеленой продукции. После вступления его в силу производители смогут специальным образом маркировать такую свою продукцию, чтобы потребители могли совершать информированный выбор в пользу здоровой и полезной еды. В поддержку законопроекта мы инициировали создание независимой ассоциации производителей и поставщиков продукции с улучшенными экологическими характеристиками – «Зеленый клуб». Введение зеленого стандарта объективно перемещает страну в авангард мирового движения к экологичности продуктов питания и глобальной сельскохозяйственной безопасности для достижения целей устойчивого развития ООН, которое в постковидное время, безусловно, получит новый импульс. Главное, чтобы новый закон не ограничивал, а именно стимулировал зеленое производство и позволил нарастить аграрный экспорт.
Сейчас ощущаются риски новых торговых войн, изоляционизма и ослабления договоренностей в рамках экономических союзов. Однако в условиях пандемии страны должны не изолироваться, а скорее увеличивать сотрудничество и торговлю. И как раз свободная торговля сегодня – залог мировой продовольственной безопасности. Торговые барьеры для продукции первой необходимости, попытки избыточного административного регулирования цен контрпродуктивны и вместо решения проблем лишь осложнят ситуацию. Россия может сыграть стратегическую роль в преодолении последствий пандемии, и она готова к такой роли: важно помнить, что наша страна не выступала инициатором торговых противостояний и отечественные компании всегда оставались открытыми для международного сотрудничества.