Электротранспортная Россия будущего

У отечественных стартапов есть шансы на рынке электротранспорта

Рынок электротранспорта получает новых игроков. Китайская компания Xiaomi, которая занимает 3-е место в мире по объему производства смартфонов, начинает разработку электромобилей и будет конкурировать с Tesla. Как писали ранее «Ведомости», в умные автомобили Xiaomi планирует инвестировать $10 млрд за 10 лет. А до нее о намерении выпускать электромобили заявил китайский автомобильный гигант Geely Automobile.

Одновременно масштабная трансформация происходит в сфере городского электротранспорта, который позиционируется как быстрый, экономичный и экологичный. Тенденция последних десятилетий ХХ в., когда во многих городах закрывалось трамвайное движение, сменяется сейчас едва ли не на обратную: более 100 городов в мире вновь открыли трамвайные линии и активно развивают это направление.

Наконец, еще один сегмент – индивидуальные транспортные средства с электроприводом, начиная с моноколес и гироскутеров и заканчивая мощными электробайками. Это рынок стартапов и инновационных идей. Инвесторы очень позитивно реагируют на предложения в сегменте двух- и трехколесных транспортных средств с электродвигателем, не зря McKinsey оценивает нишу как «крайне перспективную».

Многообразие потенциальных технических решений, потребность в новых инструментах и способах снижения себестоимости, запрос на комплектующие, инфраструктурные задачи, создание эффективной и дешевой сервисной сети, формирование новых паттернов поведения пользователей – все это создает почву для многочисленных идей, некоторые из них имеют шанс на успех. В том числе в России.

Развитие электротранспорта во всех его ипостасях создает множество новых ниш и ситуаций потребления. С одной стороны, по оценке Bloomberg, только электромобили увеличат потребление электроэнергии на 1,964 ТВт к 2040 г. С другой – так же, как в свое время автомобильный рынок, рынок электротранспорта требует огромного обслуживающего «облака» – в диапазоне от средств зарядки до программного обеспечения.

Недавно в ОЭЗ «Технополис Москва» прошла конференция по развитию электротранспорта. В мероприятии участвовало более сотни представителей инновационных компаний. Удачные примеры есть, и проекты уже реализуются. Так, компания Drive Electro, получившая статус резидента «Технополиса», разработала станции нового типа для быстрой зарядки электробусов. Другой резидент ОЭЗ – компания «Бифорком тек» предлагает различные решения в области IoT-оборудования, например позволяющие контролировать расходование энергии. Идеи найдутся – важно, чтобы эту отрасль поддержали венчурные инвесторы, а государство создало благоприятные условия не только в формате льгот при госзакупках, но и в продвижении на гораздо больший мировой рынок.

Максим Стулов / Ведомости