Xiaomi вложит $10 млрд в производство электромобилей
Производитель бюджетной электроники хочет составить конкуренцию TeslaКитайская компания Xiaomi решила, что производить бюджетные смартфоны, планшеты и другие гаджеты, а также бытовую технику ей уже недостаточно и пришла пора делать технику покрупнее и подороже. Xiaomi создает подразделение по производству собственных электромобилей – в течение первых 10 лет в это направление будет инвестировано $10 млрд. Значимость нового предприятия для компании подчеркивает тот факт, что его возглавит лично основатель и генеральный директор Xiaomi Лэй Цзюнь. По информации агентства Bloomberg, помимо собственных средств компания может также привлечь дополнительное финансирование в объеме до $6 млрд.
«Мы готовы выделить огромные средства на этот проект. Я отдаю себе полный отчет относительно рисков в автопромышленности. Мне также понятно, что на проект потребуется не менее 3–5 лет и десятки миллиардов вложений. Это будет последний стартап в моей карьере», – цитирует главу Xiaomi Bloomberg.
Пока никаких достоверных подробностей относительно того, как именно компания собирается разрабатывать и производить свои электромобили, нет. 26 марта агентство Reuters сообщило, что в этом Xiaomi поможет один из китайских автопроизводителей – Great Wall, однако ее представители позже это опровергли.
Рынок электромобилей в Китае быстро растет и является сейчас крупнейшим в мире. По прогнозу аналитической фирмы Canalys, в 2021 г. продажи электромобилей в этой стране вырастут на 51% по сравнению с предыдущим годом – до 1,9 млн единиц (это составит 9% от суммарного объема продаж легковых автомобилей в стране). Лидером является американская Tesla, продавшая в Китае более 135 000 электромобилей в прошлом году. Ее пытаются догнать местные производители Nio (продала более 43 000 электромобилей в 2020 г.) и Xpeng (более 27 000 электромобилей). Новые модели появляются на местном рынке едва ли не каждую неделю, и конкуренция продолжает ужесточаться с выходом в сектор технологических компаний: в феврале поисковый гигант Baidu объявил о совместном производстве электромобилей с компанией Geely Automobile Holdings, а лидер китайской e-commerce Alibaba в январе представил свой первый электромобиль под брендом IM, который будет производиться совместно с автопроизводителем SAIC Motor.
Электромобиль от Xiaomi станет первым дорогим серийным товаром компании. Впрочем, популярность ее бюджетных смартфонов и электроники может сыграть бренду на руку и в новом проекте – электромобиль станет частью экосистемы Xiaomi и будет взаимодействовать с гаджетами этого бренда.
Ресурсы на реализацию амбициозного проекта у Xiaomi есть: выручка компании в 2020 г. выросла на 19% до $37,7 млрд, а чистая прибыль – на 13% до $2 млрд. В конце 2020 г. рыночная капитализация компании превысила $100 млрд. В секторе производства смартфонов Xiaomi занимает сейчас 3-е место в мире после Samsung и Apple. По данным Strategy Analytics, на конец февраля 2021 г. доля Samsung на мировом рынке смартфонов составляла 23,1%, Apple – 22%, а Xiaomi – 11,5%. Позиции Xiaomi в секторе укрепились после введения США санкций против китайского производителя сетевого и абонентского телекоммуникационного оборудования Huawei. Из-за этих санкций бизнес вендора по производству смартфонов понес катастрофический урон, в то время как Xiaomi смогла в IV квартале 2020 г. нарастить поставки смартфонов в Европу на 57% (при этом поставки на домашний китайский рынок выросли на 52%).
Примечательно, что и Huawei, и Apple могут оказаться конкурентами Xiaomi и на рынке электромобилей, хотя обе компании пока официально не подтвердили планов по созданию собственных машин.