Почему в России нет единорогов
Реальные причины связаны с отличиями нашей страны от США и КитаяАналитический портал CB Insights обновил список компаний-единорогов – стартапов, рыночная капитализация которых составляет $1 млрд и больше. В актуальном, мартовском, списке 603 компании. Анализ этого списка позволяет разглядеть доминирующие и зарождающиеся глобальные тренды технологических секторов бизнеса.
Список возглавляет китайский медиаконгломерат Bytedance, владеющий такими активами, как TikTok, Vigo, Toutiao, TopBuzz и др. С капитализацией в $140 млрд он опережает единорога № 2 – финтехстартап Stripe, предоставляющий интернет-коммерсантам платформу для платежей и стоящий $95 млрд. На 3-м месте – космонавтика: да, SpaceX Илона Маска все еще стартап, его капитализация – $74 млрд. В первую сотню единорогов вошли стартапы из США, Китая, Великобритании, Индии, Южной Кореи, Индонезии, Эстонии, Бразилии, Гонконга, Сингапура, Австралии, Канады, Швеции, но в целом это американско-китайский список: в первой сотне технологических стартапов мира 51 компания из США и 22 из КНР.
Что важно для нас – среди этих компаний нет ни одного российского стартапа. И это несмотря на созданную вроде бы инфраструктуру для технологического предпринимательства, массу акселераторов, инкубаторов и прочих площадок для выращивания таких компаний и впечатление, что, войди практически в любое кафе, непременно встретишь там стартапера. А ведь в похожих рэнкингах когда-то появлялись выходцы из 90-х – Yandex и Mail.ru, которые стартапами сегодня уже не назовешь, и недавно присоединившиеся к ним Ozon, «Тинькофф банк», ряд гейминговых компаний. Новые же имена остаются локальными, до IPO не дотягивают, а в их раундах все реже принимают участие знаковые международные инвесторы. Можно много говорить про инвестиционный климат, и это будет справедливо, но для «страны технических гениев» это слишком вялое извинение. Реальные причины отсутствия единорогов в России связаны с отличиями нашей страны как от Китая, так и от США.
Китайские стартапы опираются на гигантский потенциал внутреннего рынка, представленного 1,5 млрд потребителей с неуклонно растущими доходами и такой же растущей вовлеченностью в потребление. Эта опора позволяет глобализировать почти любой проект. Тем более что Пекин реально поддерживает инноваторов. Очень конкретно поддерживает. Так, комиссией по национальному развитию КНР утвержден план создания 100 стратегических кластеров и 1000 стратегических экосистем с «уникальными преимуществами».
Американский рынок характеризуется неограниченными финансовыми ресурсами венчурных и инвестиционных фондов, которые способны за короткий срок разгонять любые идеи. При этом почти каждый американский стартап изначально имеет глобальный потенциал. Большинство же российских стартапов по-прежнему нацелено преимущественно на локальные задачи и никак не может решиться обогнать весь мир – хотя бы в каком-то одном, отдельно взятом проекте.