В санкционной войне России нужны союзники
Вместе с партнерами по ЕАЭС Москва может проводить более решительную политикуОчередное резкое обострение российско-американских отношений, вызванное заочной пикировкой президентов Джо Байдена и Владимира Путина, породило дискуссию о характере санкционной борьбы. До сих пор санкционная политика США исходила из постулата минимального вреда для самих Соединенных Штатов и максимального – для их оппонента. Российская контрсанкционная политика была преимущественно реактивной – направленной на минимизацию негативного эффекта западных санкций либо перевод их в плоскость протекционизма (как в случае с продовольственным эмбарго).
Вместе с тем большой тренд американской политики на отказ от обременительных международных обязательств никто не отменял. Даже президент Байден, который в этом смысле будет делать все то же, что и Дональд Трамп, просто гораздо медленнее, аккуратнее и с использованием политкорректной риторики, неизменно противоречащей действиям.
В основе всей этой политики – перенос обязательств по борьбе с геополитическими противниками на государства-сателлиты.
Самый яркий пример – это, конечно, Украина. Киев буквально в ежедневном режиме генерирует антироссийские инициативы. Российские же санкции против Украины сводятся к двум вещам. Первое – это меры против конкретных лиц и организаций. Их перечень то сужается, то расширяется, и понять логику этих решений достаточно сложно. Второе – это норма, введенная в 2019 г., подразумевающая запрет на экспорт на Украину угля, нефти и нефтепродуктов, составляющих критический импорт для Украины. Но и здесь запрет сугубо формальный – соответствующее постановление правительства позволяет ввозить все эти товары с разрешения Минэкономразвития и только лицензированными компаниями. Таким образом, цель этих санкций не в наказании Киева за «недружественные действия», а в формировании монопольного канала поставок, с тем чтобы поддержать на Украине «нужных» людей, в первую очередь, конечно, Виктора Медведчука, одного из лидеров партии «Оппозиционная платформа – За жизнь». То есть даже контрсанкции были лишь поводом для политического лавирования.
Украинская власть приписывает Медведчуку контроль над поставками дизельного топлива и автогаза на Украину. Этот бизнес составляет финансовую основу существования его партии. Российский дизель и автогаз занимают четверть всего украинского рынка. В Киеве надеются, что для Москвы эти поставки в большей степени бизнес, чем политика, а раз так, то в ближайшее время произойдет замена трейдера – и поставки продолжатся, как и прежде. Но есть и другой сценарий, который куда больше вписывается в новые реалии санкционного противостояния: полная остановка поставок. Реальные, а не бумажные санкции. Это станет шоком для украинского рынка, целы полетят вверх, вызвав рост социального напряжения. Недовольными окажутся перекупщики, транспортники, а также аграрии, поскольку все эти события происходят в преддверии посевной кампании, очень важной для украинского агрокомплекса.
Удар по дизелю не будет смертельным, если нанесет его одна только Москва, – выпавший объем со временем будет замещен альтернативным ресурсом, например белорусским и казахстанским. Но вот синхронная блокировка поставок нефтепродуктов Россией, Белоруссией и Казахстаном выведет с рынка до 70% их объема. Такое количество ничем не заместить, а значит, страна испытает настоящий топливный голод. Подобные санкции в буквальном смысле обездвижат Украину, вызвав мощные волнения вплоть до «дизельного майдана». Эффективность таких мер трудно переоценить – они сопряжены с конкретными экономическими потерями для украинского рынка. Однако это опять-таки разговор о смене характера санкционной войны, а также о том, где кончается бизнес и начинается политика.
Еще вчера партнеры Москвы не преминули бы воспользоваться очередным российско-украинским обострением. В 2019 г., когда правительство Дмитрия Медведева заблокировало транзитные поставки угля и нефтепродуктов из Казахстана, реакция последнего заставила отыграть ситуацию назад. Любые попытки повлиять на экономические отношения Минска и Киева натыкались на «суверенное право» Александра Лукашенко вести себя так, как он хочет. Но с тех пор случились протесты в Белоруссии и смена власти в Киргизии, которые всерьез напугали казахстанское руководство. К тому же Минск и Нурсултан окончательно утратили шансы стать посредниками в решении украинского кризиса. Это делает их как минимум ситуативными союзниками Москвы в деле давления на Киев. Совсем недавно, в феврале 2021 г., лидеры стран ЕАЭС обсуждали способы совместного ответа на санкции против членов союза и даже дали соответствующее поручение Евразийской экономической комиссии. Можно не ходить далеко, проверив, как это работает на примере Украины.
Важно учитывать еще один момент: в санкционной войне критическим является фактор времени. Вовремя введенные санкции отрезвляют, запоздалые – затратны и малоэффективны. В данном случае время играет против России: если и использовать свое влияние, то сейчас. Раз теперь санкции всерьез, то и контрсанкции против сателлитов твоих противников должны быть наповал.