Возможности ФНС работают против экономики страны
Граждане и бизнес стали заложниками слишком эффективного налогового администрированияНалоговая служба получила расширенный доступ к банковской тайне и теперь может запрашивать у банков копии паспортов клиентов, доверенностей, договоров на открытие счетов и заявлений на их закрытие, копии карточек с образцами подписей и оттиска печатей. Также банки теперь обязаны в электронной форме предоставлять налоговой информацию о бенефициарах счетов.
Эта новация – часть давнего тренда на тотальный цифровой контроль баланса доходов и расходов населения. ФНС России по праву считается одной из самых прогрессивных и технологичных налоговых служб в Европе и мире. И штурмует все новые и новые вершины. Очевидно, что при получении данных российские налоговые органы имеют благие намерения, связанные с борьбой с уклонением от уплаты налогов. Однако контроль в формате перманентного автоматизированного налогового администрирования при определенных обстоятельствах может стать слишком рискованным для плательщика. Так, формирование единой сводной базы как налоговой, так и банковской информации по налогоплательщикам сопряжен с рисками ее утечки – через взлом системы извне и через злоупотребление сотрудниками ФНС своими полномочиями. А разглашение информации об активах, доходах и расходах третьим лицам в дальнейшем может привести к вымогательствам или дать кому-то козырь в бизнес-спорах, внутрикорпоративных или личных конфликтах.
Другая проблема: даже при большом и искреннем желании плательщики далеко не всегда в состоянии подтвердить свои доходы и источники происхождения средств. Например, по нашим данным, не менее 20% россиян продолжают получать зарплаты «в конвертах». Таким налогоплательщикам будет сложно объяснить источник полученных средств и активов в случае, если налоговая захочет его установить. Более логичным представляется поэтому усиление налогового администрирования их работодателей.
Наконец, полная финансовая прозрачность активов, доходов и расходов граждан может стать элементом административного воздействия на политическую и частную жизнь со стороны государства.
В экономической теории есть занимательная концепция оптимального уровня налогообложения, иллюстрируемая кривой Лаффера. Кривая показывает зависимость уровня доходов государственного бюджета от уровня налоговой ставки. При увеличении налоговой ставки (а также усилении налогового администрирования) в какой-то момент доходы бюджета начинают падать. Это связано с тем, что, если ставка становится слишком высокой, а администрирование чрезмерным, бизнес и домохозяйства уходят в тень и перестают платить налоги из-за недоверия к государству и завышенных требований с его стороны.
В России в последние годы номинальные уровни налогового бремени для налогоплательщиков менялись незначительно (из самого существенного – увеличение НДС до 20% и введение прогрессивной шкалы НДФЛ с предельным значением 15%), при этом реальная собираемость налогов значительно выросла. По оценке ФНС, с 2010 г. объем налоговых поступлений в бюджет вырос примерно втрое. Однако повышение реального налогового бремени общество, безусловно, чувствует – времена, когда можно было скрыть доходы, прошли. Большую часть активов нужно декларировать государству (административные штрафы за недекларирование увеличиваются в геометрической прогрессии), а об оставшейся части активов государство знает само – из информации от банков, ЕГРЮЛа, ЕГРН. Таким образом, при отсутствии формального роста налоговых ставок собственно налоговые платежи для бизнеса и граждан по факту росли: раньше можно было «что-то спрятать» и заплатить поменьше, а сейчас спрятать нельзя – «цифровое око» ФНС везде найдет. И даже банковская тайна больше не спасет.
На протяжении последних лет реальные располагаемые доходы граждан не повышались. В этих условиях последовательная автоматизация налогового администрирования в России, приводящая к росту реальной налоговой нагрузки, оборачивается тем, что все больше и больше налогоплательщиков хотят опять уйти в тень. Однако в современных российских реалиях кривая Лаффера перестает работать – уйти в тень не получается, так как «тень» как таковая перестает существовать: государственные органы располагают практически полной информацией о плательщиках, а объем наличных денежных средств в экономике снижается с каждым годом. В результате, не имея возможности уйти в тень, бизнес просто вынужденно сокращает деловую активность.
Фактически налогоплательщики становятся заложниками избыточно эффективной налоговой системы: контроль ужесточается, прав у налогоплательщиков не прибавляется, зато становится больше обязанностей и рисков. Представляется, что нынешняя ставка на тотальные автоматизированные процессы налогового администрирования является слишком рискованной для государства. На текущем этапе российское общество пока не готово к такому контролю со стороны налоговых органов ни с моральной, ни с экономической точек зрения. Успехи и возможности ФНС не подлежат сомнению, но, по сути, они работают против интересов экономики страны.