«Яндексу» маленький банк в самый раз

Интеграция с крупной финансовой организацией ему не нужна и для него опасна

«Яндекс», судя по всему, купит маленький банк «Акрополь». То, что рано или поздно банк появится в экосистеме компании, было очевидно после несостоявшейся сделки с «Тинькофф банком» и ухода в периметр «Сбера» «Яндекс.Денег». Экосистема без функционального банкинга не сможет предоставить клиентам полный спектр сервисов – платежная и кредитная функции должны быть внутри. Использовать чужие платформы – значит и терять маржу, и проигрывать в глазах клиентов. Другой вопрос – стратегия интеграции и развития, которая выбирается.

У «Яндекса» было, по сути, три варианта. Первый: приобрести (сынтегрировать) большой банк с клиентской базой, узнаваемым брендом, каналами продаж и офисной сеткой. Второй: купить банк с какой-то интересной и, возможно, уникальной технологией или инфраструктурой – своей платежной системой, например. Это может быть небольшая финансовая организация, но не придется тратить ресурсы, главным образом время, на создание с нуля технологической базы. И третий вариант: купить совсем маленький (как говорят на рынке, «свернутый») банк, фактически ради оболочки – лицензии. Это просто допуск на рынок, не более. Именно по такому пути, судя по всему, и идет «Яндекс».

Если бы состоялась сделка компании с «Тинькофф банком» или другим крупным игроком, «Яндекс» фактически получил бы весь комплект – профессиональную команду, клиентскую базу, технологию, инфраструктуру. Вот только нужна ли клиентская база «Яндексу»? Ведь с этим у компании проблемы нет – клиентов много, их остается только полностью охватить финансовыми сервисами. Инфраструктура и технологическая платформа? Это у «Яндекса» тоже есть, т. е. и это не проблема. Вот и выходит, что большой банк «Яндексу» и не нужен.

Экосистемы во всем мире развиваются чаще всего на базе трех ключевых структур. Это либо финансовый холдинг или банк (в России, например, это «Сбер», ВТБ, Альфа-банк и т. д.), либо коммуникационная платформа (мессенджер, соцсеть – Facebook, Telegram, WeChat), либо «бигтех» (Google, «Яндекс»). Но почти всегда в экосистеме – независимо от того, с чего она начинается, – появляются и вырастают компетенции по покупке различных услуг и товаров, платежам и переводам, доставке, перевозке и такси, геопозиционированию и картографии, досугу (кино, музыка, игры), общению. И конкурировать в итоге будет не банк «Яндекса» с другими банками, а экосистема «Яндекса» с банковским функционалом внутри с другими экосистемами.

Какие-то экосистемы, конечно, будут покупать лидеров своих сегментов и интегрировать их в свою систему. Правда, при этом теряя старые наработки бренда и часть лояльных пользователей. «Яндекс» – главный, ключевой, самый дорогой и самый узнаваемый российский интернет-ресурс. И размывать свою идентичность ради новой стратегии он точно не будет.

Максим Стулов / Ведомости