Белорусская оппозиция перешла в конституционную атаку
Чем ответит официальный Минск на проект новой конституции страны от штаба Светланы ТихановскойБелоруссия после президентских выборов в августе 2020 г. оказалась в перманентном политическом кризисе. И хотя сейчас острый период митинговой мании сменила депрессия тихого протеста, кризис продолжается и митинговая активность в любой момент может возобновиться. Александр Лукашенко заявил, что видит выход в досрочных выборах президента, которые могут состояться после принятия новой конституции страны, уже в следующем году. Москва также видит в конституционной реформе едва ли не главный инструмент для разрешения кризиса в Белоруссии и всячески подталкивает к ней Лукашенко.
Но белорусский президент медлит, и в этих условиях оппозиция делает шаг на опережение – в начале марта проект новой конституции опубликовал штаб Светланы Тихановской, экс-кандидата в президенты, находящейся сейчас в эмиграции. Таким образом, Лукашенко поставлен в ситуацию, когда ему необходимо ответить на это предложение. Но что именно предлагает оппозиция?
На первый взгляд проект конституции от Тихановской выглядит для многих белорусов весьма привлекательным. Вместо жесткой президентской вертикали предлагается парламентско-президентская республика, усиление местного самоуправления и расширение гражданских прав. Но при более внимательном прочтении вскрываются интересные детали.
Основа проекта списана с действующей конституции 1996 г. Но уже с 13–14-й статей начинаются серьезные различия. Проект, в частности, предполагает существенное сокращение роли государства в экономике и социальной сфере. Так, изъято положение про то, что государство регулирует работу государственного и частного сектора в интересах общества. Говорится о равноправии всех форм собственности, но сказано только о поощрении предпринимательства.
Изъят пункт о том, что частная собственность не должна наносить ущерба человеку, природе, историческому и культурному наследию. В переформулированной «экологической» статье нет больше «права человека на благоприятную окружающую среду». Введено понятие «гендерного равенства», но абстрактно, в отличие от конституции 1996 г., где подробно прописаны обязанности государства обеспечивать равноправие женщин вполне конкретно – в оплате труда, в продвижении на работе, в охране труда и здоровья.
Действующая конституция признает частную и государственную собственность, но в ней также записано, что «государство способствует развитию кооперации». В проекте же оппозиции пункт о кооперации изъят. Зато внесено положение об открытости внешней и внутренней торговли и инвестиций. Глобализация получит обязательный, конституционный характер?
Проект конституции предусматривает также и полную самостоятельность Национального банка – только раз в год он представляет парламенту доклад. С учетом высокой задолженности страны перед внешними кредиторами очевидно, что кредитно-финансовая политика в такой конфигурации будет в большей степени определяться именно внешними игроками.
Оппозицией изъят и пункт о том, что «государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями». Конечно, в современной Белоруссии под руководством Лукашенко это право остается только на бумаге. Но, выходит, и оппозиции низовое самоуправление тоже без надобности.
Из проекта оппозиционной конституции полностью исчезла норма о том, что земля сельскохозяйственного назначения, леса, недра и вода являются собственностью государства. Сказано только, что «государство осуществляет контроль за рациональным использованием земли и других природных ресурсов».
В проекте конституции формально гарантируется и бесплатное образование, и здравоохранение. Но прямо в конституционный текст (что странно и нетипично) добавлена страховая медицина – одна из форм платных медуслуг. Если в конституции 1996 г. сказано про возможность получить высшее образование как платно, так и бесплатно, то в оппозиционном проекте уже не звучит «бесплатное образование в государственных учреждениях» – сказано лишь про возможность получить его при «государственном финансировании». В этом случае речь может пойти о государственных грантах для отдельных студентов. Целиком же процесс получения высшего образования рискует при таком нормативном каркасе перейти на коммерческие рельсы.
Любопытно, что проект конституции дает возможность откупиться от срочной службы «воинским сбором». Такая практика с 2014 г. введена на Украине.
При этом безусловным достижением нового проекта является существенная демократизация государственного строя, запрещается и смертная казнь. Русский язык остается государственным – наравне с белорусским. Однако вместо чисто парламентской республики предложена модель, где президент имеет немалые полномочия. Исполнительная власть на местах будет выбираться. Но не напрямую гражданами, а местными депутатами. Возможности демократизации это снижает, а риски бюрократизации увеличивает.
Какова будет реакция властей на такой проект? Прежде всего официальный Минск активизирует собственную затухшую нормотворческую работу. Буквально на следующий день после презентации оппозиции власти заявили о создании комиссии по разработке проекта своей конституции. Ранее сбор «предложений населения» по поводу конституционной реформы проводился властями очень апатично. Вероятно, как оппозиционная активность, так и все более настойчивые пожелания руководства России могут существенно подстегнуть этот процесс.
Можно предположить, что во властном проекте конституции произойдет определенное перераспределение государственных полномочий, но в целом никакой демократизации ждать не стоит. А вот предложения от оппозиции по снижению социальных гарантий власти учтут и наверняка ответят широковещательными декларациями на эту тему. Лукашенко уже высказался о поддержке госпредприятий и об осторожности при переходе к страховой медицине. Другой вопрос – насколько будет искренней эта социальная политика. И откуда на нее возьмутся деньги – вопрос о трехмиллиардном кредите от России, в котором остро нуждается белорусская экономика, до сих пор остается подвешенным.
Но в любом случае будущее Белоруссии будет определяться реальным соотношением сил в обществе. Белорусский народ не должен выбирать между минимальными социальными гарантиями при авторитарном правлении, на чем строит политику Лукашенко, и свободой без гарантий, что, по сути, предполагает Тихановская. Это ложная альтернатива.