С рынка техосмотра уйдет как минимум каждый десятый оператор
А прохождение ТО может подорожать вдвое, считают эксперты1 марта должны были вступить в силу новые правила прохождения техосмотра транспортных средств. Они, в частности, предусматривают перевод диагностических карт полностью в цифровой формат, обязательную фотофиксацию автомобиля при заезде в пункт ТО и выезде из него и другие процедуры, влияющие на их работу. Многие автовладельцы ждали всего этого с ужасом, потому что привыкли «проходить техосмотр» совсем не так, как описано в новых правилах. Можно на время выдохнуть – введение новшества переносится на 1 октября 2021 г.
Такое решение премьер Михаил Мишустин анонсировал 25 февраля, а соответствующее постановление подписал 28 февраля. «Как и в любом деле, на начальном этапе неизбежны накладки, – цитирует его сайт правительства. – <...> ситуация с коронавирусом <...> пока далека от идеальной, это несет определенные риски, в том числе и для здоровья людей. Считаю, мы не должны этого допустить». Подписанное постановление также продлевает до 1 октября 2021 г. срок действия диагностических карт, истекающий в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 г. Соответственно, большинству автовладельцев не потребуется сейчас проходить ТО – полученные ими ранее диагностические карты будут продлены автоматически.
И это хорошо. Потому что к новым правилам сейчас, по оценкам экспертов, абсолютно не готова добрая половина лицензированных пунктов ТО. В результате введение карт неизбежно обернулось бы непроходимыми очередями и ростом стоимости услуги ТО минимум вдвое (с 1500 до 3000 руб. в Москве).
Впрочем, с переносом сроков проблемы не исчезнут. Так, порядка 10% автовладельцев, подсчитали в Российском союзе автостраховщиков (РСА), все же должны будут пройти ТО по новым правилам, не дожидаясь октября. Это, в частности, касается тех, у кого срок действия диагностической карты истек до 1 февраля или у кого машины старше четырех лет (до этого момента ТО легковые автомобили могут не проходить). Также в числе первых испытать на себе новый порядок предстоит владельцам автобусов, такси и грузовиков массой более 3,5 т после первого года эксплуатации.
Но главная проблема в том, что и к октябрю многие пункты ТО не будут готовы работать по новым правилам, которые координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов называет «апофеозом безумия». Он считает, что с введением нового порядка до половины операторов ТО уйдут с рынка, потому что исполнение правил потребует серьезных инвестиций с их стороны. «Требования жесткие и предусматривают уголовную ответственность, что резко увеличивает риски для операторов, а значит, повысится стоимость техосмотра – примерно до 2500 руб. – и увеличатся размеры взяток за его фиктивное прохождение, – объясняет Шкуматов. – Кроме того, оператор просто ради выгоды будет отказывать автомобилисту в выдаче диагностической карты в связи с любой, даже самой мелкой неисправностью. Автовладелец один раз заплатит за техосмотр, его завернут из-за какого-нибудь пустяка, он устранит неполадку, но ему придется оплачивать ТО заново». Когда нововведения вступят в силу, возникнет проблема не только наличия подготовленных техцентров, но и достаточного количества курирующих их в соответствии с новыми правилами представителей госорганов, добавляет управляющий партнер юридической фирмы Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. С учетом этих нюансов, по его мнению, возможен временный коллапс с оформлением ОСАГО, особенно для транспортных средств старше 10 лет, такси, грузовиков и мототранспорта. Стоимость прохождения ТО, как считает Федюкин, «не превысит 4000–6000 руб.».
10–15% пунктов ТО уйдут с рынка, резюмирует гендиректор СК «Совкомбанк страхование» Игорь Лаппи. При этом он допускает, что в течение пары месяцев после нововведения продажи ОСАГО сократятся на 10–20%, но потом все придет в норму. А Алексей Тюрников из «Абсолют страхования» считает, что от 30 до 40% автовладельцев, которым придется продлевать договоры ОСАГО в первые два месяца после введения новых правил, скорее всего, столкнутся с трудностями.