Сословность в МВД и Росгвардии угрожает единству страны
Законопроект о преимуществах детей силовиков при поступлении в ведомственные вузы выгоден только властиСкоро в Государственной думе во втором чтении будет рассматриваться законопроект о предоставлении детям сотрудников МВД и Росгвардии преимущественного права при поступлении в ведомственные вузы. Законопроект знаковый, так как переводит строительство сословного общества в России на качественно новый уровень – наследственный. Примечательно, что речь идет о детях именно силовиков, а не, скажем, о детях химиков или строителей.
Справедливости ради стоит отметить, что законопроект не уникален: дети военнослужащих (отслуживших не менее 20 лет) при поступлении в военные вузы также пользуются льготами. Но военные – это объективно особый мир, давно обладающий всеми сословными атрибутами: военные суды и система наказаний, офицерские собрания, форма одежды и даже обособленное проживание в военных городках.
Стоит ли создавать столь же автономное полицейское сословие? Можно ожидать, что малейшие признаки формирования правоохранительной системы по наследственному принципу будут восприняты обществом как попытки создать систему, всецело зависимую от власти. Кстати, именно от такого образа правоохранителей уходила советская власть, когда называла органы правопорядка Рабоче-крестьянской милицией (постановление НКВД РСФСР «О рабочей милиции» от 10 октября 1917 г.). Большевиков можно обвинить в чем угодно, но только не в неумении работать с общественным мнением.
В Российской империи общество было разделено на сословия, и каждый гражданин понимал, какое место он занимает в этой жесткой системе координат. Все сословные различия были ликвидированы после Октябрьской революции – 23 ноября 1917 г. ЦИК Советов рабочих и крестьянских депутатов принял «Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов». И в определенной степени основы сословной системы в современной России были воссозданы с принятием пакета законов о государственной службе. Во всяком случае, сегодня существуют законодательно оформленные социальные группы, которые обладают определенными правами, обязанностями и привилегиями. Так, государственным служащим, депутатам и военнослужащим предоставляется ряд льгот в сфере медицины, социальной защиты, жилья, транспорта, труда и пенсионного обеспечения. В том числе льготы затрагивают и членов их семей. Например, членам семьи госслужащего гарантировано предоставление медицинского страхования.
Но такой важной характеристики, как наследственная принадлежность к сословию, в современной России до сих пор не было. Точнее, де-факто (но не де-юре) статус зачастую передается. Например, сын лидера ЛДПР и депутата Государственной думы Владимира Жириновского, Игорь Лебедев, также является депутатом Госдумы, а внук другого депутата – председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова, Леонид Зюганов, занимает пост председателя фракции КПРФ в Московской городской думе.
Мысль, что охраной правопорядка и существующего строя должны заниматься сплоченные семейными узами и мотивированные привилегиями сословия, не нова. В дореволюционной России опору государства составляли дворяне, занимавшие руководящие позиции в армии и полиции, и казаки – аналог сегодняшнего спецназа и ОМОНа в одном лице. Принадлежность к обоим сословиям преимущественно передавалась по наследству. В конце концов, любая власть держится на штыках. Но российская власть всегда не только хорошо понимала, но и переоценивала эту максиму. Можно вспомнить разговор Сталина с Черчиллем, когда на совет британского премьера не портить отношения со столь влиятельной фигурой, как папа римский, вождь народов спросил: «А сколько дивизий у папы?»
Важно также обратить внимание на то, что предложенный законопроект противоречит не только духу, но и букве российской Конституции: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от <...> происхождения» (ст. 19 п. 2). А в ст. 17 п. 3 говорится: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Вышеназванный законопроект предполагает преимущественные права одной категории абитуриентов, что автоматически означает ущемление прав других.
С точки зрения действующей власти, наследственный принцип формирования силовых структур обладает очевидным преимуществом – он мотивирует силовиков на сохранение status quo. Однако уже «через ход» это с неизбежностью негативно скажется на стабильности политической системы. Любой устойчивый социум базируется не только на силе, но и на единстве нации. Если общество разделено сословными перегородками, о единстве говорить не приходится.