Wildberries вышла на рынки Франции, Италии и Испании
«Русский ответ Amazon нацелился на Европу», – пишет BloombergВ ноябре 2018 г. агентство Bloomberg опубликовало статью под заголовком: «Почему в России еще нет веб-гиганта, подобного Amazon?». Прошло 27 месяцев, и в Bloomberg новая статья, и заголовок совсем другой: «Русский ответ Amazon нацелился на Европу». Поводом для нее стало сообщение о том, что российский (точнее, уже международный) маркетплейс Wildberries запустил бизнес еще в трех странах ЕС – Франции, Италии и Испании. Европейскую экспансию Wildberries начала чуть больше года назад: свой первый магазин в ЕС компания открыла в январе 2020 г. в Польше. А сейчас маркетплейс представлен уже в семи странах ЕС (и это помимо России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии и Израиля).
Столь же серьезно за это время выросло и состояние основательницы и генерального директора компании Татьяны Бакальчук. Bloomberg оценивает его в $10,9 млрд. Согласно Bloomberg Billionaires Index, Бакальчук сейчас занимает 14-е место в рейтинге богатейших россиян и является самой богатой женщиной в России, а в общемировом списке миллиардеров она занимает 205-ю позицию. Рейтинг Forbes Real Time ставит Бакальчук еще выше – на 12-е место среди самых богатых россиян и на 181-е в мире. Состояние Бакальчук Forbes сегодня оценивает в $13 млрд. Даже если считать, что эта оценка (полученная путем сопоставления показателей непубличной компании Wildberries с капитализацией недавно проведшей IPO компании Ozon) завышена, успех владелицы Wildberries по-настоящему впечатляет.
Газета Financial Times весной 2020 г. назвала Татьяну Бакальчук, бывшую преподавательницу английского языка, которая основала Wildberries в 2004 году, находясь в декретном отпуске, «аномалией» и «первой женщиной-миллиардером, добившейся всего своими силами в стране, в которой бизнесом правят мужчины». Непохожесть предпринимательницы на типичных российских миллиардеров отмечают и другие издания: у нее нет яхт и частных самолетов, до 2019 г. не было даже автомобиля, перечисляет Bloomberg. По крайней мере до февраля 2019 г. у нее не было и недвижимости в собственности. Однако есть и то, что роднит Бакальчук со многими российскими руководителями: бизнесом она управляет сама, без совета директоров и внешнего финансирования.
Растет Wildberries стремительно: в 2020 г. объем продаж вырос на 96% до 437,2 млрд руб. ($5,9 млрд). За это, по мнению Bloomberg, благодарить нужно экономический кризис – уже третий за историю компании. «Хвала богу за кризисы, – цитирует агентство Бакальчук. – Мы поняли, что можем действовать по-другому. В прошлом году мы получили большой толчок в направлении, в котором и так планировали двигаться. Однако теперь туда пришлось бежать». В результате этого забега Wildberries заняла в России 14% рынка электронной коммерции.
Что касается Европы, то здесь Wildberries придется напрямую конкурировать с крупнейшим маркетплейсом в мире – Amazon, отмечает Bloomberg. Лидерам российского сектора электронной коммерции пока далеко до господства на мировом рынке, писала в мае 2020 г. Financial Times, ссылаясь на данные консалтинговой компании Data Insight. Признает неравенство сил и сама Бакальчук: в интервью Bloomberg она рассказала, что была поражена, узнав два года назад, что компания по производству парфюмерии и косметики L’Oreal – один из ведущих продавцов на Wildberries – продает на Amazon в 400 раз больше товаров. Впрочем, по ее словам, с тех пор разрыв сократился до 70 раз.