Мигранты не должны получать меньше средней зарплаты по стране
Это приведет к быстрому росту в России производительности трудаБизнес-лоббисты – прежде всего строители, аграрии, коммунальщики, компании из сферы логистики и общепита – подняли вопрос о необходимости срочного введения «упрощенного порядка» для привлечения в Россию трудовых мигрантов. Проблему обсудили даже на уровне Совбеза. Нас пугают: если мигрантов не примем мы, они уедут в Европу или Турцию, и российский бизнес встанет. Интерес бизнеса понять можно. Готовность мигрантов работать за треть от средней российской зарплаты позволяет снизить себестоимость и повысить маржинальность. Период карантинных ограничений уходит – новые проекты на подходе.
Однако приток в страну дешевой рабочей силы представляет собой импорт бедности, низких стандартов качества жизни и, главное, низкой производительности труда. Сегодня многие сетуют, что в стране низкий уровень инвестиций, а без них невозможно запустить настоящий экономический рост. Действительно, по итогам 2020 г. инвестиции в основной капитал составили около 15% ВВП, этого совершенно недостаточно – приемлемый экономический рост можно запустить, обеспечив инвестиции не менее чем в 22–25% ВВП. Но как повысить инвестиции бизнеса в повышение производительности труда, если этот рост бизнесу не нужен, – ведь проще использовать дешевую рабочую силу? Грубо говоря, зачем бизнесу вкладываться в экскаватор, если есть дешевая бригада трудолюбивых мигрантов с лопатами?
Еще одна проблема – потери бюджета. Прием мигрантов на работу в России означает массовый уход от налогов. По данным МВД, в 2020 г. на миграционный учет в России встали 8,6 млн выходцев из постсоветских республик, из них только 2,2 млн указали основной целью пребывания в России работу. Что, очевидно, вызывает обоснованные подозрения о том, что основная масса этих людей работает нелегально.
Использование труда мигрантов естественным образом приводит и к оттоку средств из страны. Данные Банка России показывают, что в III квартале 2020 г. вывод денег из России в СНГ составил $3,3 млрд, что немногим меньше $3,8 млрд, ушедших туда в III квартале 2019 г. (это без учета серых схем и наличности в карманах). Для понимания: в III квартале 2020 г. из России через банковские карточки или международные платежные системы было сделано 13,5 млн переводов, каждый в среднем на сумму $245. Отсюда вопрос: а действительно рабочие мигранты из ближайших стран уехали из России на время пандемии? Или просто ушли в подполье?
В то же время очевидно, что без мигрантов России не обойтись. Известно, что дефицит кадров в медицине, например, сегодня покрывается в большой степени за счет притока кадров с постсоветского пространства. Так что главная задача правительства в части миграционной политики состоит в том, чтобы найти правило, которое позволит использовать этот трудовой ресурс с наибольшей пользой для российской экономики и общества. Приезжающие в страну иностранные рабочие с экономической точки зрения (требования безопасности оставим в данном случае в стороне) должны соответствовать одному фундаментальному критерию: их появление в России должно вызывать рост богатства страны, а не ее деградацию. То есть повышение средней производительности труда, а не ее снижение.
Производительность труда сотрудника, как правило, отражается в размере его зарплаты – чем она выше, тем больше он производит новой стоимости, из которой его работодатель имеет возможность более щедро оплачивать его труд. Из этого соображения вытекает предложение, которое на первый взгляд может показаться странным: необходимо запретить нанимать приезжих на зарплаты ниже средней по стране. Трудовой мигрант не должен получать меньше россиянина. Не должно быть трудового демпинга.
На рынок труда должны допускаться лишь те, кто претендует на более высокую зарплату и может предъявить доказательства собственных навыков. Это приведет к оттоку с рынка труда тех, кто готов трудиться в неприемлемых условиях. Как следствие, российский бизнес будет вынужден для снижения растущих издержек инвестировать в повышение производительности труда. Одновременно это, к слову, обеспечит защиту прав самих трудовых мигрантов, окончательно выведет их в легальное поле.
Естественно, такое развитие событий приведет к определенному росту цен. Однако рост занятости и зарплат способен перекрыть инфляцию и повысить платежеспособный спрос. Необходимо также учитывать, что дополнительные выплаты сотрудникам не утекут за границу, а останутся в стране. Дополнительным балансом и гарантией могут стать выходцы из стран ЕАЭС, которым предоставляется облегченный выход на российский рынок труда и которые вполне способны заполнить освобождающиеся вакансии.