Три задачи российской нефтяной отрасли
Национальные компании должны отказаться от копирования глобальных конкурентовВ ближайшие пять лет нефтегазовую отрасль ждут значительные перемены. Она столкнулась с волатильностью спроса и цен, конкуренцией со стороны возобновляемых источников энергии (ВИЭ), давлением общества и регуляторов. Бизнес-модели крупнейших нефтегазовых компаний плохо адаптировались к быстро меняющимся реалиям, в условиях сокращающегося доступа к эффективно извлекаемым ресурсам они совершали новые огромные инвестиции в спорные проекты. Все это плюс пренебрежение к ВИЭ привело к тому, что международные нефтяные компании пришли к кризису 2020 г. не только с удручающими финансовыми результатам, но и с невнятной перспективой развития, окончательно разочаровав инвесторов. Маятник качнулся, последовали радикальные заявления ряда компаний о сокращении и постепенном отказе от добычи ископаемых энергоресурсов, переключение на ВИЭ, другие сферы бизнеса. Должны ли российские и другие национальные компании устремиться в том же направлении?
Хотя внешне проблемы, с которыми сталкивается отрасль, выглядят одинаково для всех, эффективные стратегии международных и национальных нефтяных компаний различаются. Я не во всем согласен, в частности, с мнением, что в предстоящем энергетическом переделе мира пальма первенства перейдет к нефтяным компаниям, нацеленным на технологическую ренту от использования ВИЭ (это мнение было высказано доктором экономических наук Андреем Конопляником в колонке для «Ведомостей» 31 января 2021 г.). Национальные нефтяные компании могут оказаться в значительном выигрыше, если дистанцируются от стратегий международных конкурентов, оценят свое особое место в отрасли и собственный путь развития. Ведь четыре из пяти самых эффективных с точки зрения прибыли для инвесторов нефтегазовых компаний мира за последние три года – не глобальные, а именно национальные нефтяные компании.
В чем основное различие? Прежде всего в целях. Основная цель международных нефтяных компаний – наращивание стоимости, что непросто при отсутствии эффективно извлекаемых ресурсов. Первоочередные задачи национальных нефтяных компаний – экономически эффективно и рачительно осваивать национальные углеводородные ресурсы, обеспечивать страну доступной энергией, а бюджет – доходами. Даже с учетом попыток диверсифицировать хозяйственную деятельность многие страны – члены ОПЕК, а также другие крупные государства-нефтедобытчики (например, Мексика) по-прежнему получают значительную часть доходов именно от продажи нефти и газа. Свое основное преимущество – доступ к ресурсам – национальные нефтяные компании, естественно, сохранят и в будущем. Но для конкурентного противостояния необходимы и другие сильные стороны. Для этого им предстоит решить три главные задачи.
Первая задача – снижение себестоимости добычи. Даже с учетом самых смелых прогнозов по энергозамещению к 2040 г. спрос на нефть в мире упадет не более чем на треть, а спрос на газ останется практически без изменений. Это значит, что российские компании будут по-прежнему активно добывать нефть и газ, но уже в условиях более низких цен. Поэтому в ближайшем будущем всем национальным нефтяным компаниям предстоит делать процесс добычи все более дешевым и адаптивным. Важен новый общий стиль принятия инженерных решений: руководители компаний должны понимать, что им жизненно необходимо уметь быстро принимать множество мелких решений, но каждый раз относиться к таковым как к уникальной задаче – непозволительная роскошь. Быстрые инженерные решения должны стать рутинным делом, быть поставлены на конвейер за счет, очевидно, цифровизации.
Вторая задача – развитие технологий. Исторически национальные компании во многом полагались на технологические разработки крупнейших западных игроков. Но текущая экономическая ситуация заставляет нефтесервисные компании сокращать затраты на R&D. Устойчивость многих международных независимых компаний во время кризиса 2020 г. была подорвана именно тем, что они активно инвестировали в сложные дорогостоящие технологические проекты. Национальные компании должны учесть это и инвестировать в новые технологии, в том числе скрупулезно подходя к выстраиванию экосистемы стратегических партнерств с технологическими игроками. Важно понимать, что у национальных и международных компаний разный подход к инвестированию в технологии. Если использовать аналогию со спортом, то международные компании – это спринтеры: им постоянно надо предлагать новые решения и направления увеличения прибыли. Национальные компании – марафонцы: они должны вкладываться в технологию, которая позволит им эффективно снабжать страну и экспортировать сырье в ближайшие 50 лет и более.
Третья задача – снижение углеродного следа добычи. Не могу не согласиться с Татьяной Митровой из «Сколково», которая в колонке для «Ведомостей» (31 января 2021 г.) отметила, что в корпоративном мире декарбонизация становится ключевым параметром конкурентоспособности. Это же справедливо и для компаний нефтегазовой отрасли. Международное давление в вопросах сокращения углеродного следа будет только расти, поэтому национальным компаниям следует задуматься о более экологически безопасной добыче. Это и дешевле: «грязная» нефть окажется экономически невыгодной из-за высоких налогов.
Именно национальные нефтяные компании станут лидерами в гонке за условные «последние 50 лет добычи», а победителями окажутся те, кто представит на рынок наиболее «чистые» углеводороды. Первоочередными задачами компаний в этом направлении становятся энергоэффективность добычи и транспортировки (в том числе использование ВИЭ), сокращение утечек (включая фугитивные потери метана), повышение доли утилизации попутного нефтяного газа. Критичной для национальных нефтяных компаний становится и задача налаживания диалога с регуляторами на ключевых рынках потребления по вопросам расчета базы для углеродных сборов. Для этого прежде всего важно выполнить грамотный аудит и оценить ситуацию по собственным активам, вплоть до каждого месторождения и объекта инфраструктуры. Это позволит сформулировать стратегию эффективного вовлечения запасов, программу декарбонизации и позицию по расчету и уплате углеродных сборов.
То, насколько успешно нефтегазовые компании смогут сократить углеродный след от своей добычи, во многом определит роль ископаемых источников в энергобалансе – и превратит «последние 50 лет добычи» либо в 30, либо в 80. Резюмируя, отмечу: лучший для российских нефтяных компаний способ укрепить свои позиции – это отказ от копирования действий международных компаний, максимальное использование имеющихся преимуществ и развитие в трех предложенных направлениях.
Статья продолжает дискуссию о зеленой революции, начатую материалами экспертов в номере «Ведомостей» от 31 января 2021 г.