Российские особенности четвертого энергоперехода
У нашего рынка электроэнергии есть только два пути развития – гидроэнергетика и атомСложившуюся в России централизованную систему энергоснабжения в скором будущем ждет стресс-тест: параллельно с трендом на распределенную генерацию все громче о себе заявляет новый фаворит рынка – водород. Сделать работу крупных энергокомпаний конкурентоспособными поможет цифровизация.
История индустриализации и создания системы энергоснабжения в нашей стране хорошо известна: заводы-гиганты, поражающие воображение своими масштабами стройки ГЭС, единые огромные линии электропередачи. Однако ключевой тренд энергетической отрасли сегодня – ее децентрализация.
Да, мы понимаем, что доля возобновляемой энергетики явно вырастет, ведь сейчас ее производство стремительно дешевеет. Но это касается только солнечной и ветряной энергетики. У ГЭС, к сожалению, такого потенциала нет. Несмотря на то что стоимость технологий и производства в гидроэнергетике может со временем упасть, нельзя забывать о существенных капитальных и операционных затратах – строительство станций на больших территориях, потребность в огромных человеческих ресурсах и т. п. Именно поэтому строительство солнечных и ветряных станций будет в глобальном масштабе сильно опережать строительство ГЭС. В перспективе строительство крупных ГЭС будет продолжаться только в плановых и условно плановых экономиках, к которым относятся Китай, Канада и в некоторой степени Россия.
Если говорить о России, то здесь у ГЭС большое будущее. Вообще, для нашего рынка электроэнергии есть только два пути развития – гидроэнергетика и атом. На первый взгляд мы могли бы более активно развивать и солнечную энергетику. Например, на территории Бурятии около 335 солнечных дней в году. А в Абакане, где у нас уже есть станция, – 320. Но, к сожалению, для эффективной работы станции просто солнца мало. Станция на территории России, ничем не уступающая по технологиям аналогу, расположенному в Абу-Даби, все равно будет производить меньше энергии – за счет более северного расположения, поскольку выработка энергии очень сильно зависит от угла падения солнечных лучей.
Большие надежды мировой энергорынок сейчас возлагает и на водородные технологии. Мы тоже считаем водород очень перспективным направлением. Особенно актуальным оно может стать при переизбытке производимой энергии на ГЭС. Рядом со станциями в таком случае устанавливаются хранилища водорода, при возможности их заполняют водородом за счет гидроэнергии. Так, одним из перспективных направлений работы En+ Group является участие в проектах по хранению и транспортировке водорода. В частности, производимый предприятиями металлургического сектора алюминий используется для строительства газовозов. Сейчас в подобных танкерах можно перевозить сжиженный природный газ (СПГ), но они также могут быть использованы и для водорода.
Также у нас есть идея создать водородную заправочную станцию в Красноярске. Мы видим большой потенциал у водорода в качестве газомоторного топлива для общественного транспорта, особенно автобусов. Их использование может улучшить экологию региона, а также снизить количество выбросов СО2. Подобные автобусы уже активно используются в Китае, в России это направление не менее перспективно. Более того, водород может стать отличной альтернативой авиационному топливу. Как известно, авиация – один из основных загрязнителей окружающей среды, и водород мог бы исправить сложившуюся ситуацию. Солнечные батареи невозможно использовать, так как посадочный вес самолета должен быть ниже, чем взлетный. Очевидно, что вес батареи неизменен, а вот вес топлива, наоборот, снижается за счет его расхода. Кстати, самолет (Ту-154) на водородном топливе уже был разработан в СССР. Возможно, именно за водородом будущее авиации.
Выдерживать конкуренцию с распределенной генерацией, СПГ- и водородными технологиями крупные поставщики электроэнергии смогут благодаря цифровизации. Так, En+ Group за последние пять лет инвестировала в проекты цифровизации около 280 млн руб., из них 80 млн – только в прошлом году. Среди приоритетных направлений – цифровизация ГЭС, тепловых станций, сбыта и процессов закупки. В компании создан комитет по цифровизации, утверждена дорожная карта до 2025 г. По генерации – это внедрение риск-предиктивного подхода: онлайн-планирование техобслуживания и ремонта оборудования, система мониторинга надежности, цифровые системы управления электростанциями, управление поставками оборудования и материально-технических ресурсов и т. д. В сбытовой деятельности – big data и проекты развития интеллектуальных сервисов для потребителей, а также анализ платежной дисциплины. Все эти направления будут объединены в систему на основе машинного обучения и нейронных сетей.
Статья продолжает дискуссию о зеленой революции, начатую материалами экспертов в номере «Ведомостей» от 1 февраля 2021 г.