Умные часы пришлись ко времени
Продажи носимых устройств быстро растутПродажи смарт-часов и фитнес-трекеров на российском рынке по итогам 2020 г. показали стремительный рост – на 17% в штуках и на 38% в денежном выражении. Такое внимание к ним обусловлено способностью этих устройств контролировать показатели состояния организма, что стало актуальным в период пандемии.
По данным сети «М.видео-Эльдорадо», объем продаж фитнес-трекеров составил около половины от всего российского рынка носимых устройств, к которому относятся также все виды умных часов. Этому способствуют доступная цена за гаджет – от 2200 руб. – и одновременно широкие возможности браслета, в том числе собирающего информацию о состоянии здоровья. В этой сети по итогам 2020 г. спрос на носимые устройства вырос на 25% в штуках и на 55% в деньгах (для сравнения: продажи беспроводных колонок выросли на 8% в штуках и на 23% в деньгах, смартфонов – на 4 и 15% соответственно). При этом около 15% в объеме продаж заняли детские часы, которые помогают родителям отследить местоположение ребенка благодаря спутниковой навигации, а также получить сигнал SOS в случае возникновения опасности. Средний чек таких устройств – 2700 руб.
В сети «Ситилинк» продажи смарт-часов за прошлый год выросли в денежном выражении в 2,5 раза, в количественном – в 1,7. В МТС также отмечают, что умные часы в 2020 г. демонстрировали самую высокую динамику. Наиболее популярными оказались устройства от Apple, Samsung, Huawei, Honor и Amazfit. В 2021 г. представители сети ожидают продолжения роста продаж носимых устройств из-за развития умных часов с закрытой операционной системой – они не позволяют устанавливать сторонние приложения, как более продвинутые модели, однако имеют весь необходимый функционал и стоят существенно дешевле. Такие гаджеты делают Amazfit и Honor.
«Ключевой сенсор большинства умных часов – это фотоплетизмограф, который считывает пульс, вариабельность сердечного ритма, а в некоторых часах, например в Apple Watch, уже есть и ЭКГ, – объясняет гендиректор и сооснователь IQ-Beat Дмитрий Кулиш. – Некоторые модели измеряют частоту дыхания, сатурацию (насыщение крови кислородом), пульсовые тренировочные зоны, анализируют образ жизни в дневное время и качество сна, считают шаги и калории, отслеживают пройденные маршруты через GPS». Все это вполне ко времени, добавляет Кулиш, ведь на фоне изоляции по всему миру активно развивается телемедицина: «Некоторые умные девайсы могут собирать данные о состоянии пациента и отправлять их врачу без посещения клиники». Судя по последним новинкам умных часов, не за горами и встроенные голосовые помощники, которые будут интегрированы с поисковыми системами и их искусственным интеллектом, прогнозирует Кулиш: «В России умные помощники от SberDevices и «Яндекса», вероятно, тоже мигрируют в умные часы или другие носимые устройства».
Многие из тех, кто переболел коронавирусом, восстанавливаются не быстро, даже если сама болезнь прошла в легкой форме, из-за этого возрастает актуальность отслеживания показателей состояния организма, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: «Поэтому глобальные тренды не способствуют тому, чтобы рост интереса к таким устройствам пошел на спад, а если учесть, что производители отвечают тренду, расширяя линейки и предлагая модели разного ценового сегмента, то в 2021 г. продажи таких устройств продолжат расти».
Умные часы появились не вчера и те, кто их пробует, потом не отказываются, утверждает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин: «Средний срок службы таких часов – 3 года, фитнес-браслетов – 1,5 года. Они часто выходят из строя, и люди покупают их снова, пробуют разные модели и функционал в зависимости от потребностей». Расти взрывообразно этот рынок не будет, потому что основные ценовые сегменты уже захвачены, но тем не менее рост на 15–20% продолжится, считает Муртазин.