Как зеленая повестка США отразится на России
В краткосрочной перспективе она нам выгодна, в долгосрочной – опаснаВ последние недели перед инаугурацией нового президента США активно обсуждались последствия политики его администрации для России. Мнения варьировались от «санкций из ада», которые должны показать, кто в мире хозяин, до ожиданий, что realpolitik будет рулить курсом во взаимоотношениях США и России. Пока действия администрации, нацеленные на внутриамериканские экономические проблемы, представляются в краткосрочном плане для нас благоприятными, при том что санкции останутся надолго, но вряд ли обретут масштаб геенны огненной. А вот долгосрочные перспективы при успешной реализации зеленой повестки американского правительства усилят вызовы, стоящие перед Россией.
Новые ограничения Джозефа Байдена для нефтяников и газовиков краткосрочно позитивны для мировых цен на нефть. Одним из дебютных указов президента США было отозвано разрешение на строительство трансамериканского трубопровода Keystone XL. Возврат экологических стандартов эпохи Барака Обамы и их возможное расширение уже в ближайшие недели также ограничивают рост добычи у сланцевиков. Цена на нефть уже находится на достаточно комфортном уровне для российского бюджета – возобновились закупки валюты для ФНБ, а ограничения для американских производителей могут еще подвинуть ее вверх. На рынке газа динамика менее однозначная, но новые нормы регулирования замедлят экспансию американских производителей на рынок сжиженного газа, а также повысят их издержки. Даже не предпринимая никаких действий сверх поддержания реализации соглашения ОПЕК+, можно получать выгоды от промежуточных побед американских борцов за зеленое будущее.
Другие бонусы даст новый пакет стимулирования американской экономики – в $1,9 трлн в дополнение к одобренному в самом конце 2020 г. $900-миллиардному «малому пакету». В него заложены массовые выплаты из федерального бюджета до $2000 на человека, более щедрые пособия по безработице до октября 2021 г., а также расширенный возвратный налоговый кредит на детей. Дотации штатам и инвестиции в инфраструктуру также впрыснут деньги в экономику.
Такая динамика выгодна и для российских экспортеров, и для переоценки казенных резервов. При этом можно ожидать, что позитивный эффект будет все же слабее наблюдавшегося в 2020 г. В раздачах денег людям активны США и Китай, в меньшей степени – Япония, а в ЕС ресурсы поддержки близки к исчерпанию. Поэтому усиления эффекта от координации программ поддержки разных стран ждать не приходится.
Вероятность «санкций из ада» также снизилась. России и санкциям против нее было уделено минимальное внимание на слушаниях по назначениям новых профильных министров – точнее, имели место преимущественно ритуальные заявления о приверженности режиму санкций. К началу 2021 г. наступил кризис санкционного жанра – их начали накладывать на довольно странные объекты (попавшие под раздачу корабли «Фортуна» и «Максим Горький» стали достойным финалом санкций, которые наложила уходящая администрация). При этом предприятия, продукция которых важна для американского бизнеса, быстренько исключаются из санкционных списков – история с российским производителем титана весьма характерна. Поэтому, хотя ожидать смягчения санкционного режим не стоит, новые резкие меры, делающие жизнь россиян максимально горькой, вроде запрета на покупки ОФЗ иностранцами или отключения России от международных платежных систем, так же маловероятны.
Но вот долгосрочные последствия реализации зеленой повестки, включающие новые стимулы для постепенного запрета неэкологичных автомобилей многими штатами, новый раунд масштабных государственных инвестиций в возобновляемые источники энергии, новые налоги на углеводороды и т. п., будут давить на российский топливный экспорт. А вероятным последствием раздувания госдолга в США станет либо повышение налогов, либо повышение ставок (причем быстрее, чем ожидает рынок), а возможно, и то и другое вместе. Такой расклад будет давить на рост во все еще крупнейшей экономике мира. Это вкупе с санкционными ограничениями на привлечение инвестиций рядом крупнейших российских компаний на отрезке в несколько лет будет способствовать медленному и верному снижению их экспортного потенциала и ограничивать инвестиционные возможности.
Поведение крупного бизнеса подтверждает отсутствие долгосрочного оптимизма – на фоне крайне низких ставок российские компании и банки продолжают сокращать внешний долг. На конец 2020 г. внешний долг всех секторов составил $468 млрд. Из-за снижения ВВП и ослабления рубля долг к ВВП вырос с 29% ВВП до 32% ВВП, но остается крайне низким, при этом с 2014 г. его снижение составило почти $250 млрд. Совокупный внешний долг остается ниже международных резервов ($596 млрд на 31 декабря 2020 г.) – такого нет больше ни у одной страны из развивающихся рынков. При этом разница между долгом и резервами продолжает расти – как из-за снижения долга, так и по причине переоценки долга и резервов с разной структурой. Для увеличения заимствований нужны инвестиционные перспективы – рост на внутреннем рынке или открытие новых экспортных возможностей. А пока перспективы весьма постные и стимулирующие инерцию и осторожность в инвестициях, что резко снижает перспективы роста экономики после окончания пандемии, даже если внешняя конъюнктура будет становиться более благоприятной.