Женщины овладевают знанием лучше мужчин
Но знание больше уже не такая силаЖенщины все заметнее обгоняют мужчин по уровню образования. Если в середине ХХ в. мужчины втрое чаще женщин оканчивали вузы, а в 1980-х они по этому показателю сравнялись, то сегодня дипломы о высшем образовании имеют 39% российских женщин, тогда как среди мужчин этот показатель не превышает 29%. Но эти числа могут говорить о разном – как об успехах феминизма, так и девальвации ценности знания.
Образовательное превосходство девочек постепенно нарастает начиная со школы. У мальчиков средние показатели ЕГЭ на 3–5 баллов ниже, чем у их одноклассниц. При этом за последние 20 лет девочки догнали мальчиков даже по считавшимся как бы «мужскими» предметам. По физике среди девочек средний балл составляет 46,7, а у мальчиков – 45, по информатике – 59,2 против 56,4, по географии – 53,8 и 52,3 соответственно. Исключение составляет только математика, в которой парни пока сохраняют символическое преимущество, которое, судя по динамике, они потеряют в течение 2–3 лет.
Формирующийся в школе паттерн «хорошей учебы» продолжается и в дальнейшем. Но он упирается в «стеклянный потолок»: в тех сферах, где образование связано с непосредственным доступом к материальным благам, гендерная дистанция остается очень большой – в пользу мужского пола.
Например, в IT-сфере. Завлабораторией Института социальной педагогики Российской академии образования Любовь Штылева приводит статистику: на IT-олимпиадах для школьников мальчики и девочки представлены в соотношении 90 и 10%; среди студентов IT-факультетов сегодня учится 70% юношей и 30% девушек; в IT-компаниях мужской персонал составляет 80%, а женский, соответственно, 20%; среди бенефициаров фондов стартапов 85% мужчин и 15% женщин. Исследователи связывают это с сохраняющимися гендерными стереотипами о существовании «мужских» и «женских» профессий. Но поразительным образом эти стереотипы остаются и работают именно в тех сферах деятельности, которые сохраняют высокий престиж и приносят высокие заработки. В итоге предпосылкой феминизации высшего образования становится именно падение престижа академического знания, которое ослабляет дискриминацию в этой сфере.
400 лет человечество было уверено, что «знание – сила», и потому доступ к нему был обусловлен массой социальных фильтров. Но в современной России это больше не так. Служба в органах или бизнес могут быть намного притягательнее учебы, в первую очередь для мужчин. И еще: исследования показывают, что диплом вуза все-таки на 13,2% сглаживает гендерное неравенство в зарплатах. То есть для женщин образование сохраняет значение в качестве социального лифта.