«Дигитека» проверит магию слова «бесплатно» на книгах
Как использовать поведенческую экономику для распространения знанийОдин из самых известных в мире специалистов в области поведенческой экономики – Дэн Ариели провел такой эксперимент. В холле одного из общественных заведений Бостона он с коллегами поставил стол и стал торговать шоколадными конфетами за полцены. Трюфели Lindt шли по $0,15 за штуку, а конфеты Hershey’s Kisses – по центу за штуку. Неудивительно, что подавляющее большинство потребителей предпочитали более дорогие трюфели Lindt, ведь экономия при покупке составляла целых 15 центов. Однако достаточно было изменить цену еще на один цент и начать отдавать Lindt за $0,14, а Hershey’s – за $0, как ситуация зеркально перевернулась. Большинство стало предпочитать бесплатные конфеты, хотя экономия на дорогих оставалась по-прежнему намного больше. Так Дэн Ариели наглядно продемонстрировал иррациональную магию слова «бесплатно».
Поможет ли магия этого слова поднять интерес к научно-популярной литературе? Скоро узнаем. В рамках программы «Всенаука» начался интересный культурно-экономический эксперимент. Эксперты «Всенауки», в число которых вошли многие известные ученые, преподаватели и научные популяризаторы, определили самые важные темы и подобрали по ним самые интересные книги на русском языке. Получилась коллекция из 1500 книг, которую назвали «Дигитека». Затем организаторы проекта договорились с ведущими издательствами научно-популярной литературы (Corpus, АСТ, «Альпина нон-фикшн», МИФ и др.) о приобретении электронных прав на несколько десятков лучших книг из вошедших в «Дигитеку», чтобы потом распространять эти книги бесплатно. Иначе говоря, любой человек в любой точке мира сможет скачать лучшие научно-популярные книги на русском языке не только бесплатно, но и совершенно легально.
Средства на выкуп книг у правообладателей организаторы «Дигитеки» добывают краудфандингом и ищут у спонсоров. Суммы, которые нужны для того, чтобы осчастливить миллионы любителей хорошего научпопа, оказываются вполне подъемными: объявлено, что для приобретения электронных прав на первую порцию из 40 книг организаторы «Дигитеки» намерены потратить около 5 млн руб. Среди авторов этих книг – не только самые известные российские популяризаторы науки, но и такие мировые светила, как Ричард Докинз, Карл Саган, Митио Каку, Роберт Сапольски, Стивен Хокинг. Кстати, книга Дэна Ариели «Предсказуемая иррациональность» также входит в первые сорок. Организаторы «Дигитеки» рассчитывают, что громкие имена авторов и заветное слово «бесплатно» привлекут большое число новых читателей в ряды ценителей хорошей научно-популярной литературы.
Надо сказать, что аналогия с экспериментом Ариели неполная, между книгами и конфетами есть важные различия: потребление книг, в отличие от конфет, требует значительных усилий. Результат потребления также различен: конфеты дают мгновенное удовольствие и повышают риск ожирения и диабета, а хорошие книги делают нас более эрудированными и умными. По итогам эксперимента под названием «Дигитека» станет ясно, насколько сильно в людях стремление к самообразованию – сопоставимо ли оно со стремлением к мгновенному удовольствию. Также можно будет сказать, насколько жизнеспособна экономическая модель, когда ради всеобщей пользы, возникающей в результате выкупа прав на книги, кто-то должен жертвовать свои деньги.
За бесплатное школьное образование платит государство, потому что это образование признается базовым для детей. Но ведь лучшие научно-популярные книги – это фактически базовое образование для взрослых. И очень заманчиво сделать его бесплатным. Сейчас единственный возможный источник – благотворительность. Хватит ли добровольных пожертвований, чтобы сделать несколько десятков лучших научно-популярных книг бесплатными для всех? Это тоже скоро покажет эксперимент «Дигитеки».
Легально бесплатные книги – это новое возможное решение традиционной дилеммы между платным и легальным контентом, с одной стороны, и бесплатным, но нелегальным – с другой. Возможно, подобные решения помогут сделать бесплатными также учебную и научную литературу. «Дигитека» может привести и ко многим другим интересным инициативам. Если проект окажется успешным, его опыт мы распространим и на них.
Георгий Васильев — руководитель проекта «Всенаука», Артем Оганов — профессор «Сколтеха»