РМК начала делать сверхтонкую электролитическую фольгу
Сегодня весь рынок этой продукции в России занят импортомВ России теперь делают медную фольгу толщиной от 9 микрон – примерно в 6 раз тоньше человеческого волоса. Выпуск сверхтонкой фольги первой в России начала Русская медная компания (РМК). До сих пор вся такая фольга закупалась за границей.
Цех по производству сверхтонкой электролитической медной фольги заработал на Кыштымском медеэлектролитном заводе РМК. Эта фольга применяется при изготовлении жестких и гибких печатных плат, литий-ионных аккумуляторов для электрических автомобилей, а также различного коммутационного оборудования. Новое производство строили с 2018 г., инвестиции в проект составили 3,1 млрд руб. Оборудование поставила японская компания New Long Machine Works Ltd, а проект цеха подготовила американская Kontex International Inc., которая имеет опыт запуска подобных производств в Китае и Юго-Восточной Азии. Мощности завода позволяют выпускать в год до 1200 т медной электролитической фольги толщиной от 9 до 105 микрон. Пока цех по производству этой фольги работает в тестовом режиме, на промышленные объемы РМК планирует выйти в 2021 г. По словам представителя РМК, список потенциальных потребителей новой продукции уже сформирован и включает почти 60 предприятий (их названия в РМК не раскрывают).
Текущая потребность отечественного рынка в сверхтонкой медной фольге в РМК оценивается всего в 300 т в год. Для сравнения: мировой рынок этой продукции в 2020 г., по прогнозу консалтинговой компании Grand View Research, составит почти 600 000 т в натуральном и $4,5 млрд в стоимостном выражении. Спрос на фольгу бурно растет, и прогноз на 2027 г. – уже 1,3 млн т ($10,3 млрд). Рынок толкает вверх увеличение спроса на смартфоны, ноутбуки, планшеты и компьютеры в развивающихся странах, отмечают аналитики Grand View Research.
Ключевой товар, который в недалекой перспективе также будет определять спрос на сверхтонкую медную фольгу, – это литий-ионные батареи для электромобилей. Согласно прогнозу Международного энергетического агентства, уже к 2030 г. в мире будет продаваться 25 млн электромобилей в год (16% от общих продаж автотранспортных средств), а еще через 10 лет – к 2040 г. – доля электрокаров в общем количестве проданных автомобилей, по оценкам BloombergNEF, достигнет 58%.
В ближайшие десятилетия сотни миллионов автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) буду замещены электромобилями с батареями, согласен с выводами аналитиков глава российского Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «Уже сейчас ряд стран стимулируют потребителей к переходу на электромобили, ограничивая на законодательном уровне использование ДВС», – говорит он. В России производством литий-ионных батарей занимается новосибирский завод «Лиотех» (портфельная компания «Роснано»), напоминает Пикин.
В силу неразвитости производства гражданской электроники в России новая продукция РМК будет интересна прежде всего космической и оборонной промышленности, считает старший директор АКРА Максим Худалов. По его оценкам, спрос на сверхтонкую фольгу в России в ближайшее время может вырасти примерно до 1000 т в год в связи с необходимостью ускоренного развития отечественной компонентной базы для военной техники. «Например, опыт последних военных конфликтов в Сирии и Нагорном Карабахе подталкивает военных на переход к более активному применению БПЛА, а также систем дистанционного управления и связи», – отмечает Худалов.