Эпоха промышленного освоения космоса начинается в декабре
Разработка космических ресурсов – новый великий вызов для ведущих экономик ЗемлиВ декабре сразу две миссии доставят на Землю образцы космических пород. Китайская «Чанъэ-5» успешно добыла 2 кг лунного грунта, а через несколько дней в Австралии приземлится капсула миссии «Хаябуса-2» с веществом, добытым на астероиде Рюгу. Это вершина технологического мастерства. Скажу больше: это старт эпохи промышленного освоения космоса.
Современный космический рынок, достигший $366 млрд, на три четверти состоит из коммерческого сегмента, а на четверть – из государственных проектов и программ. Его динамика ускоряется: стартуют программы массовых низкоорбитальных спутниковых группировок, таких как Starlink Илона Маска, который уже вывел на орбиту 953 из почти 42 000 запланированных спутников связи. Доля России в мировом космическом рынке при этом составляет около 2%, причем она сокращается, поскольку почти целиком состоит из запусков, а в этой области SpaceX вырывается в глобальные лидеры. Усматривая в космосе «престиж» и «оборону», Россия полностью упустила из вида вопросы бизнеса и так и не научилась извлекать из своих технологий выгоду. А вот Китай, наоборот, бросает вызов США в главной инициативе ближайших десятилетий – разработке космических ресурсов и старте космической промышленности. И первым полем технологической битвы становится Луна, ресурсы которой для этой гонки приобретают критическое значение.
Согласно исследованию Bank of America Merrill Lynch, общая стоимость ресурсов пояса астероидов между орбитами Марса и Юпитера составляет астрономические $700 квинтиллионов (квинтиллион – это миллиард триллионов). В 2022 г. НАСА запланировало миссию к астероиду Психея, который полностью состоит из металлов – железа, никеля и, возможно, платины. Сырье из космоса нескончаемо, и его вовлечение в экономику способно обеспечить столетия роста. Упомянутый выше астероид Рюгу, имеющий коммерческую ценность (около $80 млрд), относится к классу околоземных и имеет самую низкую разницу в скорости с Землей. Вероятно, с разработки его материалов и начнется эра освоения астероидов, для чего уже активно создаются необходимые технологии. К примеру, недавно вышедший на биржу стартап Momentus, основанный Михаилом Кокоричем, уже создал двигатель, работающий на водяной плазме, топливо для которого может быть экстрагировано из самого материала астероида.
Страны, которые умеют мыслить на перспективу, уже активно разрабатывают необходимые технологии и инфраструктуру. Первым пунктом нового освоения космоса является строительство промышленной лунной базы и космической «ремонтно-заправочной» станции между Луной и Землей. Эти планы были озвучены в США, а активно воспроизводятся, несомненно, Китаем. Стартовой задачей является получение на Луне необходимых компонентов, прежде всего топлива. Основным межпланетным топливом являются вода, водород и кислород. Топливо составляет основную массу космических кораблей, поэтому возить воду с Земли катастрофически невыгодно. По имеющимся оценкам, лунное топливо почти в тысячу раз дешевле земного, что означает, что его добыча – критическое условие для любых крупных космических миссий.
Предполагается, что сама сборка кораблей для полетов к другим планетам и астероидным поясам может также производиться в космосе, что означает, что и металлы тоже целесообразно добывать там. Луна является крупным источником многих актуальных металлов и кислорода. К примеру, британская компания Metalysis сумела выделить почти весь кислород из реголита – лунной породы, в которой он составляет почти 43%. На сегодня критическое значение имеют технологии переработки реголита в условиях низкой гравитации и невесомости, что откроет путь для полномасштабной космической промышленности. Сейчас ученые имеют неравный доступ к космическим материалам: НАСА, одно время активно делившееся с миром лунным грунтом, в последнее время ревностно относится к каждому грамму материала. В этой ситуации Китай жизненно нуждается в тех 2 кг лунного грунта, которые привезет его космическая миссия, к тому же собранного в уникальном геологическом месте Луны, где никогда ранее не садились земные аппараты.
Современная геологическая карта Луны показывает вероятные места таких месторождений, в которых может быть, по некоторым оценкам, миллиард тонн железа, миллионы тонн никеля, сотни тысяч тонн кобальта, тысячи тонн платины. Все эти материалы могут быть полезными не только для космической сборки, но и частично для доставки на Землю, т. е. космическая экономика повлияет и на планетарную.
В любом случае разработка космических ресурсов – новый великий вызов для ведущих экономик Земли. Космос открывает путь к созданию колоссальных инфраструктур связи, производства и, главное, систем противодействия глобальному потеплению. Инвестиции в космос уверенно растут все последнее десятилетие, и успешное завершение серии экспериментов откроет путь к их многократному росту. В этой гонке будут созданы десятки ключевых технологий, и человечество сможет продолжить свой вечный путь к расширению своей ойкумены. И перестать уже мечтать о звездах, а начать прокладывать к ним путь.