Росстат собирается использовать данные с кассовых аппаратов при расчете инфляции
Какая польза от этой новации и какие тут могут быть рискиВ последнее время все чаще слышно о планах Росстата перейти к использованию данных контрольно-кассовой техники (ККТ) при построении индексов потребительских цен (ИПЦ). В связи с этим возникает вопрос, как это повлияет на получаемые оценки темпов инфляции: станут ли они другими? Изменится ли их точность, будут ли они публиковаться более оперативно? И вообще, какая польза может быть от этих новаций и какие с ними могут быть связаны риски?
Идея использования для построения ИПЦ данных, которые сканируются на кассах при осуществлении покупок, не нова. В передовых странах подобные возможности начали исследовать еще в прошлом веке. Неудивительно, что этим наконец всерьез заинтересовался и Росстат. Данная деятельность лежит в русле разработанной полтора года назад стратегии развития Росстата, акцент в которой сделан на вопросах системной цифровизации процесса статистического производства. Вдобавок данные ККТ – те самые big data, о которых в последнее время принято много говорить. Предпосылкой для начала работ по использованию данных ККТ явилось расширение использования соответствующей техники в последние годы в связи с кассовой реформой.
При этом в плане методологии, насколько можно судить, никаких революций не планируется. Речь идет лишь о том, чтобы существенно увеличить объем собираемой информации, по возможности заменив ручной сбор автоматизированным. Если внедряемые алгоритмы смогут обеспечить сопоставимость регистрируемых ценовых котировок в соседние периоды времени, это способно уменьшить влияние субъективного фактора на оценки инфляции. Помимо этого использование данных об объемах продаж различных товаров и услуг позволит уточнить информацию о структуре потребительских расходов, используемую для построения весов, с которыми при проведении расчетов ИПЦ учитываются изменения цен и тарифов на отдельные товары/услуги-представители. Сейчас для построения весов используются данные обследований бюджетов домашних хозяйств. Расширение информационной базы, в принципе, может способствовать повышению точности весов.
В целом, поскольку речь не идет об изменении методологии построения ИПЦ (за исключением сбора данных), то использование данных ККТ едва ли сколько-нибудь заметно повлияет на оценки темпов инфляции. За счет увеличения объема данных о ценовых котировках и уточнения весов возможно некоторое повышение точности оценок, особенно на уровне субъектов Федерации и недельных ИПЦ по России в целом. Возникнут возможности возврата к практике построения весов по данным одного года (а не двух, как сейчас), что уменьшит масштаб и продолжительность искажений ИПЦ в окрестности кризисов. Возможно повышение оперативности построения оценок инфляции, хотя и сейчас, впрочем, они строятся и публикуются весьма оперативно.
Наконец, польза от этой работы может быть и в том, что переход к использованию big data является серьезным вызовом для официальной статистики. Решение новой большой задачи способно встряхнуть Росстат, поднять его деятельность на более высокий уровень, подобно тому как копирование в свое время американского бомбардировщика B-29 Superfortress подняло тогда на новый технологический уровень всю советскую авиационную промышленность. Обсуждаемая работа представляется столь же инновационной и революционной, хотя и значительно менее масштабной.
Разумеется, всякая новая сложная работа чревата рисками. Помимо сугубо технических рисков (как обеспечить извлечение необходимых для построения ИПЦ сопоставимых данных по требуемой номенклатуре из слабо структурированных данных ККТ) здесь могут быть и риски, связанные с самой постановкой проблемы. Задача поставлена не как совершенствование статистики цен, а как внедрение определенных методов в технологию построения показателей. Другими словами, постановка задачи сугубо техническая, а не содержательная (впрочем, это характерно и для стратегии развития Росстата в целом). Напоминает ситуацию советского времени, когда внедрение ЭВМ рассматривалось как самоцель. Если бы цель ставилась в содержательных терминах, то и методы ее достижения могли бы быть существенно иными, не сводящимися лишь к использованию дополнительных данных.
Для минимизации рисков, связанных с внедрением новой технологии сбора данных, представляется совершенно необходимой серьезная содержательная экспертиза предлагаемых мер. Если Росстат пойдет на скрупулезное обсуждение данной проблемы в экспертной среде, то это может быть хорошим поводом обсудить проблемы статистики потребительских цен в более широком контексте, а не только в связи со сбором данных. Обнадеживает то, что руководители Росстата в своих выступлениях говорят о необходимости достаточно длительного периода построения предварительных оценок, прежде чем официальные ИПЦ станут рассчитываться с использованием данных ККТ.