Звездный час для российских стартапов
Как коронакризис увеличивает шансы наших IT-предпринимателей на глобальном рынкеЭто удивительно, но коронакризис открывает для стартапов с российскими корнями редкую возможность выхода на глобальный рынок. Россия – одна из немногих стран в мире, где регулярно появляются уникальные технологические компании, а не просто версии успешных стартапов для локальных рынков, как в Индии или Бразилии. И они не остаются без внимания ведущих инвесторов. Так, в 2019 г. сумма только четырех крупнейших экзитов русскоязычных стартапов (Veeam, MagicLab/Badoo, NGINX, Luxoft) составила более $10 млрд. Да, общая сумма экзитов в США за тот же период – $250 млрд. Однако лучшее время у наших технологических компаний еще впереди. И вот почему.
География не важна
Раньше продвигать свой стартап или развивать продажи российским предпринимателям мешал географический барьер. Питчинг проектов, посещение выставок и конференций, личные встречи с инвесторами – все это было неотъемлемой частью экспансии. Еще одним ограничением была неравная «битва бюджетов» с западными фаундерами. Сегодня неважно, откуда ты работаешь, важно – как ты это делаешь. Сделки заключаются через конференц-связь, для продвижения активно используется Inbound marketing, и это уравнивает шансы наших и зарубежных компаний.
К тому же почти все крупные компании заявляют о своей готовности сократить бизнес-поездки как минимум наполовину. А это дополнительная мотивация для запуска технологических продуктов, помогающих автоматизировать бизнес-процессы без участия человека. И здесь у российских предпринимателей с их сильным физико-математическим образованием есть много возможностей проявить себя.
Soft Skills отходят на второй план
Образ англосаксонского предпринимателя – харизматичный экстраверт, мастер рассказывать истории, умеющий себя продать. Однако сейчас, когда возможности личного общения сильно ограничены, эти люди вышли из зоны комфорта. В то время как типичный русскоязычный предприниматель – интроверт, сидящий у компьютера за работой, – чувствует себя более уверенно.
Личное присутствие больше не важно, важно понимание менталитета и правильное ведение переговоров с зарубежными клиентами и инвесторами, умение расширять нетворк и завоевывать доверие даже по конференц-связи. Прекрасно, если при этом еще получится поддержать разговор про бейсбол или американский футбол.
Основателям ElectroNeek из-за коронавируса почти неделю пришлось общаться с инвесторами только онлайн. И это никак не помешало им получить $2,5 млн от ряда американских венчурных фондов.
Школа выживания
В любое время больше шансов на успех у тех компаний, у которых есть опыт работы в кризис. Средний возраст российских фаундеров технологических компаний – 40 лет. Их юность пришлась на 90-е, они пережили 2008 г. Семейного капитала у них не было, рассчитывать приходилось только на себя. Поэтому, с одной стороны, они сильно замотивированы добиться большего, чем удалось их родителям. А с другой – умеют выживать в любых условиях. Это их большое преимущество перед западными фаундерами.
Это не просто слова. Практика показывает, что русскоязычные стартапы с меньшими потерями переживают кризисы, гораздо более устойчивы и лучше восстанавливаются. Например, ride-hailing сервис inDriver уже в августе вернулся к росту, хотя еще в апреле его работу сильно ограничили в 34 из 35 стран присутствия. А его глобальный конкурент Uber к этому же времени восстановился только на 50% от докризисного уровня.
Пример Fridge No More (сервис экспресс-доставки продуктов в Нью-Йорке) иллюстрирует энергичность и умение российских предпринимателей быстро адаптироваться к новым условиям. Стартап запустили сооснователь Coub Антон Гладкобородов и инвестор «Самоката» и Elementaree Павел Данилов. Их курьеры доставляют продукты по Нью-Йорку буквально за 15 минут – на электрических велосипедах. Идея проекта родилась в январе 2020 г., т. е. в доковидной реальности. Но важно, что ее удалось быстро реализовать уже во время пандемии. Меньше чем за год Fridge No More привлек $1,5 млн инвестиций, запустил работу сервиса, открыл несколько складов в Нью-Йорке и концу года планирует открыть еще десятки. Может показаться, что решение Fridge No More не самое революционное – в России в это время уже работали и «Яндекс.Лавка», и тот же «Самокат». Но для Нью-Йорка оно оказалось очень своевременным.
Фокус на востребованные продукты
Наиболее перспективной с точки зрения инвестиций считается технология искусственного интеллекта. В России под нее заточен каждый пятый стартап, еще 17% компаний работают над технологиями виртуальной реальности.
Один из примеров – стартап ElectroNeek. Он делает компьютерных роботов, которые автоматизируют бизнес-процессы, выполняя рутинные задачи – сверку данных в документах, заполнение таблиц, подготовку отчетов и др. По оценке основателей ElectroNeek, их технология помогает компаниям ускорять обработку документов в 100 раз и экономить на этом до 10 млн руб. Разработка оказалась настолько востребованной, что всего за 1,5 года стартап прошел американский акселератор Y Combinator, привлек $3,7 млн инвестиций и вышел на глобальный рынок. В этом году общая сумма продаж софта ElectroNeek превысила $1 млн.
Другой стартап с российскими корнями – сервис для создания презентаций в PowerPoint при помощи искусственного интеллекта DeckRobot – привлек $1,5 млн инвестиций от российских инвесторов, а также бывшего исполнительного директора Microsoft Чарльза Сонгхерста. Примеры можно продолжать.
Хорошие традиции технического образования
Основа глобальной экономики – новейшие технологии. А Россия славится своим сильным техническим образованием еще со времен СССР. У нас всегда считалось престижным быть технарем. Сейчас в стране около 400 вузов, которые готовят специалистов для IT и смежных отраслей. Ведущие образовательные учреждения выпускают программистов и инженеров с высоким уровнем знаний по физике, математике, информатике. Практика показывает, что они способны творчески и эффективно решать сложные задачи. Это подтвердит любой калифорнийский инвестор.
Все уже неплохо
По нашим данным, в 2020 г., несмотря на пандемию коронавируса, стартапы русскоязычных предпринимателей подняли около 50 раундов на сумму более $10 млн каждый. Сейчас в международном стартап-сообществе очень лояльное отношение к тем, кто нацелен на частные, а не на государственные деньги. Инвесторов вдохновляют истории успеха многомиллиардных компаний из России: «Яндекс»построил гигантскую корпорацию на локальном рынке, «Лаборатория Касперского» уже завоевала европейский и азиатский рынки.
Пример компании Wrike (сервис для управления проектами) отлично иллюстрирует способности и упорство русскоязычных фаундеров. Wrike в 2006 г. основал россиянин Андрей Филев. Чтобы превратить локальный проект в глобальную компанию, он переехал в Кремниевую долину, но не смог получить инвестиции. Ему пришлось развивать компанию собственными силами в течение нескольких лет. А в конце ноября 2018 г. Wrike продала контрольный пакет американскому фонду Vista Equity Partners. По некоторым данным, компания была оценена примерно в $800 млн. Сейчас у сервиса более 2 млн пользователей в 140 странах мира.
Также уместно напомнить про успехи стартапа с российскими корнями Miro. Компании удалось в апреле этого года (в самый разгар пандемии) получить $50 млн инвестиций от американского фонда Iconiq Capital, в числе клиентов которого основатель Facebook Марк Цукерберг. Привлеченные деньги планируется направить на расширение географии продаж. Miro основали в 2011 г. пермяки Андрей Хусид и Олег Шардин. Их продукт – онлайн-сервис для командной работы, с помощью которого можно проводить виртуальные встречи и вебинары, обмениваться контентом любого вида, выполнять дизайнерские задачи. Сервис помогает эффективно организовывать работу над проектами распределенных команд – это сейчас особенно актуально. Платформой уже пользуются больше 5 млн человек, среди которых команды Netflix, Twitter, Airbnb.
Уже сегодня в США четверть всех стартапов запускается иммигрантами. А в таких регионах, как Калифорния или Нью-Джерси, этот показатель достигает 40%. Думаем, что в ближайшие 10 лет мы увидим несколько единорогов, созданных именно русскоязычными предпринимателями. Для этого есть все предпосылки.
Антон Смирнов — IT-предприниматель; Александр Чачава — венчурный инвестор