Иран отложит свою месть
Ради ядерной сделки с США Иран не будет сейчас отвечать на убийство ФахризадеОтец иранской ядерной программы Мохсен Фахризаде Махабади был убит 27 ноября в городе Абсарде, в 80 км от Тегерана. Неизвестные боевики расстреляли из засады автомобильный кортеж, в котором находился Фахризаде. Официальный Тегеран обвинил в атаке Израиль. С ним соглашается The New York Times, которая приводит аналогичное мнение неназванных сотрудников американской разведки.
Два года назад премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху публично продемонстрировал фотографию немолодого человека в очках. «Запомните это имя, – сказал он. – Мохсен Фахризаде». В день смерти ученого Нетаньяху, рассказав о «списке дел», сделанных им на этой неделе, многозначительно прибавил: «Это неполный список, сейчас я не могу сказать вам всего». Его слова можно было бы понять иначе, чем косвенное подтверждение причастности к атаке, если бы не длительная история нападений на иранских ученых. В музее вблизи Тегерана установлен памятник погибшим физикам-ядерщикам – автомобили, изрешеченные пулями, в которых в 2010–2012 гг. были убиты четверо специалистов. Но эти события бледнеют в сравнении с нападениями 2020 г. – летом Иран был в шоке после серии взрывов, уничтоживших некоторые объекты, связанные с ядерными исследованиями и производством.
Очевидно вот что: лишь два государства в мире – США и Израиль – мотивированы для совершения подобных атак (они рассматривают иранские ядерные объекты как прямую угрозу своей безопасности) и в то же время обладают необходимыми технологиями. Однако США в данном случае исключаются. Согласно книге бывшего секретаря Трампа по нацбезопасности Джона Болтона, Трамп дал Израилю зеленый свет на уничтожение иранской ядерной программы и подталкивал его к этому. В то же время США сами избегали вооруженных конфликтов с Ираном – Трампу не хотелось втягивать страну в дорогостоящую и непопулярную в США войну. Хотя американцы в ответ на атаки иранских прокси убили иранского генерала Касема Солеймани, они не ответили, когда иранцы подвергли ракетному обстрелу военных США в Ираке.
Нападение на Фахризаде может иметь и другой смысл, кроме ослабления ядерной программы Ирана. Издание Economist цитирует Мохаммеда Маранди, специалиста по иранскому ВПК, который указывает, что убийство «имело бы гораздо больший эффект 10 лет назад, сегодня в Иране есть множество компетентных ученых-ядерщиков». Бывший шеф разведки израильской армии Амос Ядлин в связи с убийством Фахризаде заявил: «Такой шаг может привести к насильственной реакции со стороны Ирана, что обеспечит необходимый предлог для атаки США на ядерные объекты Ирана во время оставшегося срока президентства Трампа». Трамп, покидая Белый дом, может уже не стесняться в средствах. Израиль также может воспользоваться эскалацией со стороны Ирана, чтобы атаковать его.
В прошлом иранское руководство предпринимало ответные действия: после убийств ученых в 2010–2012 гг. была предпринята серия покушений на израильских дипломатов в Грузии, Индии и Таиланде. Однако ситуация с тех пор изменилась.
В 2015 г. президент США Барак Обама при участии других государств заключил с Ираном ядерную сделку. С Ирана сняли ряд экономических санкций в обмен на отказ от программы ядерных вооружений. В 2018 г. президент Трамп вышел из сделки и обрушил на Иран санкции (кампания «максимальное давление»). Иран, погрузившись в экономический хаос, ответил ракетными атаками на объекты США и их союзников, а также возобновлением программы обогащения урана, нацеленной на создание ядерного оружия. Ядерный Иран неприемлем для Израиля и США; обе страны оказались на грани войны с Ираном. Администрация Джо Байдена хочет восстановить ядерную сделку – у нее нет желания играть в опасные игры. Байден и его сотрудники связаны с бывшей командой Обамы и намерены продолжать его курс. В отличие от Трампа и Нетаньяху, которые рассматривают Иран как стратегического противника и добиваются смещения режима, Байден готов на компромиссы с Тегераном. Но ястребы в уходящей администрации Трампа и в Израиле не заинтересованы в ядерной сделке. Возможно, они хотят связать руки Байдену до его инаугурации 20 января, развязав войну с Ираном. Израиль не скрывает, что наряду с ядерными объектами хотел бы атаковать остров Харк, где расположен крупнейший нефтяной терминал Ирана, и порт Бендер-Аббас, через который проходят основные экспортно-импортные операции Ирана.
Однако именно поэтому, как бы ни было возмущено иранское руководство, верховный лидер Ирана Али Хаменеи, скорее всего, не ответит сегодня ударом на убийство Фахризаде. Ирану просто нужно дождаться прихода Байдена. Новая ядерная сделка – шанс спасти погибающую от санкций экономику и не допустить восстания внутри Ирана, способного сместить режим (многие рабочие, студенты и безработные возмущены состоянием экономики страны и приняли участие в антиправительственных восстаниях в 2019 г). Ирану не нужна полномасштабная война с могущественными врагами. Месть будет отложена и последует внезапно – после того как ядерная сделка вернется и во главе США станет не склонный к конфликтам с Ираном Байден. Иранцы умеют готовить месть и помнят, что это блюдо подается холодным.