Куда поворачивается экономика
Негативных тенденций с каждым месяцем становится все большеСогласно оценкам Росстата, в III квартале 2020 г. российский ВВП снизился на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это подтверждает предположения об относительно неглубоком ущербе, нанесенном экономике коронавирусными ограничениями, а также показывает, что перспективы у нас неплохие. Однако в последнее время в экономике накапливаются негативные тенденции, которые вполне могут поставить под вопрос ее восстановление в 2021 г.
В частности, согласно результатам исследований Финансового университета при правительстве РФ, по итогам октября спрос населения на валюту по-прежнему остается высоким – россияне гораздо больше, чем год назад, ориентированы на сбережения в долларах и евро. Высокий спрос на доллары будет оказывать давление на курс рубля, что, в свою очередь, будет способствовать росту цен на импорт, снижать платежеспособность и тормозить производство.
В октябре наблюдались и проблемы в производственной активности малого и среднего бизнеса (МСБ). Число предприятий, намеренных развиваться, расширять производство, покупать и арендовать помещения, пошло на спад по сравнению с осенью прошлого года, хотя до октября в сегменте МСБ фиксировались намерения увеличивать производство.
Количество увольнений все еще выше, чем год назад, однако превышение над октябрьским прошлогодним уровнем уже незначительное. Можно говорить о том, что проблема высвобождения избыточной рабочей силы, не нашедшей себя на производстве в новых коронавирусных реалиях, в целом преодолена. Тревожным звонком стало снижение активности граждан в поиске работы, что является признаком торможения экономики, ведь люди чаще ищут новую работу как раз не в кризис, а во время экономического подъема, когда число хороших предложений на рынке труда растет. При спаде они чаще предпочитают пересиживать неприятности на имеющемся рабочем месте.
Ухудшение экономической ситуации сказалось и на репродуктивных планах россиян. В ближайший год мы вряд ли увидим рост рождаемости – готовность семей расширяться в последнее время заметно упала.
Впрочем, в сегодняшней экономической картине довольно много и позитива. В ряде секторов достаточно велика потребительская активность, которая, несмотря на вторую волну коронавируса, остается на высоком уровне. Например, по-прежнему сохраняется довольно высокий спрос на новые и подержанные автомобили – количество людей, намеренных купить новую машину, на 20–40% (в зависимости от ценовой категории) больше, чем год назад. Это подтверждается рыночными данными: по информации Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых машин в октябре выросли на 7% по сравнению с октябрем прошлого года. Вместе с автомобилями растет спрос на автокредиты – сегодня число тех, кто хотел бы взять кредит на покупку автомобиля, выше прошлогоднего показателя примерно на 30%.
То же самое можно сказать и о крупной бытовой технике – спрос на нее как был высоким на протяжении всего 2020 года, так и сейчас держится на уровне заметно выше прошлогоднего. В зависимости от вида техники спрос на нее превышает прошлогодние показатели на 25–45%. Посмотрим, насколько его хватит и как долго он продержится, но пока картина спроса на этом рынке выглядит вполне оптимистично.
Еще одна зона потребительской активности – это рынок недвижимости. Разогретый стимулирующими ипотечными программами со сниженными процентными ставками, спрос на квартиры продолжает расти и сегодня превышает прошлогодний уровень без малого вдвое. А спрос на недвижимость в Москве и Санкт-Петербурге по сравнению с прошлогодними показателями вырос даже больше чем в 2 раза. При этом основную часть спроса составляют потенциальные покупки, не поддержанные ипотекой, – как известно, не все льготные кредиты рассчитаны на вторичный рынок и не у всех есть малолетние дети, обязательные к «предъявлению» в части стимулирующих ипотечных программ. Так что наши соотечественники вполне заинтересованы и в приобретении недвижимости «за свои», тем более что свободных средств у населения немало: по данным Росстата, на банковских счетах россияне держат более 32 трлн руб., что немногим менее трети ВВП страны. Кстати, по данным того же Росстата, накопления населения по сравнению с сентябрем прошлого года выросли по состоянию на сентябрь 2020 г. на 9%, что намного выше инфляции. Так что на текущее потребление и крупные покупки точно есть что тратить.
На рынке недвижимости помимо многоквартирных домов есть еще один полюс потребительской активности – индивидуальные городские дома в средних и небольших городах и сельской местности. Интерес к частным домам стабильно держится с 2016 г., а в последние месяцы здесь наблюдается рост спроса по крайней мере в 1,5 раза по сравнению с показателями 2019 г. По нашим оценкам, примерно на треть выросло число тех, кто готов вкладываться в частное жилищное строительство, и на 75% – кто хотел бы приобрести земельный участок под возведение индивидуального жилья. Более чем на 60% превышает прошлогодний уровень спрос на дачи – его подстегнуло желание покинуть города на время эпидемии и самоизоляции. Ну а вместе с жильем растет спрос и на оборудование для дома – мебель и бытовую технику.
В целом российская экономика пока подает разнонаправленные сигналы, но негатива становится с каждым месяцем все больше. И это опасно. Наша проблема в том, что ключевой дефицит в российской системе управления экономикой – это креатив в части развития страны, умение считать риски, без которых невозможно добиться роста инвестиционной активности, и готовность брать на себя ответственность. А без этого негатив будет накапливаться и дальше. Надеяться приходится на то, что у системы есть чувство самосохранения.