Компания Eat Just продала 60 млн неяиц и достигла капитализации в $2 млрд

Стартап по производству растительного заменителя яиц покорил США и нацелился на Азию и Европу

Согласно данным исследовательской компании SPINS, американский рынок растительных заменителей продуктов животного происхождения только в прошлом году вырос в среднем на 11% до $5 млрд. Это ничто в сравнении с темпами, которыми растет сектор заменителей куриных яиц: в 2019 г. он увеличился в США на 192% и достиг $30 млн.

«Мы надеемся, что через 10 лет люди будут потреблять меньше яиц, чем их растительных заменителей», – рассказал 15 ноября изданию South China Morning Post сооснователь и генеральный директор калифорнийского стартапа Eat Just Джош Тетрик. Как раз производством заменителя яиц на растительной основе под незатейливым названием Just Egg («просто яйцо») стартап и занимается. Главная целевая группа компании – веганы, а их в мире, по подсчетам ресурса VeganBits, сейчас около 75 млн.

Just Egg продается в двух форматах: в жидком виде в бутылках объемом 350 мл (стоит в США $4,48 и выглядит как взбитые яйца) и в форме замороженных лепешек Just Egg Folded ($6 за 237 г, на вид напоминает нарезанный омлет). Главный ингредиент заменителей яиц – маш, точнее, его белковый изолят; по заверениям Eat Just, он помогает получить консистенцию, похожую на настоящее куриное яйцо. Кроме белка маша в составе «просто яйца» много других ингредиентов, включая воду, куркуму, экстракт моркови для цвета, низин в качестве консерванта, а также рапсовое масло, сушеный лук и натуральные ароматизаторы. Содержание белка в Just Egg сравнимо с обычным яйцом: в одной порции Just Egg 5 г белка, в Just Egg Folded – 7 г по сравнению с 6 г белка в курином яйце. Но в отличие от обычных яиц в Just Egg совсем нет холестерина.

В США Just Egg и Just Egg Folded продаются в сетях супермаркетов Walmart, Whole Foods, Safeway, Kroger и др. С 2018 г., когда растительные заменители яиц появились на полках магазинов, по сентябрь 2020 г. Eat Just продала объем своего товара, эквивалентный 60 млн куриных яиц. Eat Just есть куда расти: всего американцы потребляют около 100 млрд яиц в год. Кроме США Just Egg продаются в Гонконге и Китае.

Помимо заботы о здоровье (благодаря отсутствию в Just Egg холестерина) Eat Just обращается к двум проблемам – экологической и этической. При производстве Just Egg используется на 98% меньше воды, а углеродный след на 93% меньше, чем при производстве обычных яиц. Что касается этики, то многие веганы отказываются от продуктов животного происхождения из-за того, что не хотят поддерживать жестокое обращение с животными. На птицефабриках куры обычно содержатся в тесных клетках (в лучшем случае каждой птице полагается пространство площадью меньше листа А4). Кроме того, им обрезают клюв и отправляют на убой уже после года несения (а вылупившихся петушков – сразу же). А Eat Just позволяет использовать похожий на яйцо продукт без угрызений совести.​

Стартап Eat Just был основан в 2011 г. и с того момента привлек инвестиции на сумму более $500 млн, достигнув рыночной оценки в $2 млрд. Единорог ведет активную подготовку к работе в Европе и расширению в Азии. По словам Тетрика, Eat Just выйдет на европейский рынок в 2021 г. Сектор растительных альтернатив продуктам животного происхождения растет в Европе на 10% в год и к 2025 г. достигнет $7,5 млрд, считают аналитики нидерландского финансового конгломерата ING. А самый важный и перспективный рынок для Eat Just – это Азия, рассказал Тетрик в интервью South China Morning Post. Согласно анализу дублинской Research and Market, там потребляют 64% мирового объема яиц. В следующем году Eat Just планирует начать строительство своего первого азиатского завода в Сингапуре.