Курьеры как фактор роста
Платформенная экономика мешает повышению производительности трудаАкции протеста курьеров стали одним из двух главных – наряду с выступлениями медиков – социальных конфликтов года. Это неудивительно: в результате карантина сервисы доставки бурно росли на фоне кризиса большинства других отраслей. Например, Delivery Club в 2019 г. ежемесячно выполнял 2,2 млн заказов, а с мая 2020 г. этот показатель держится на уровне 5,5 млн. Выручка агрегатора выросла почти втрое, составив за II квартал года 2,5 млрд руб. Число курьеров тоже увеличилось – но только на 70%. Таким образом, нагрузка на работников выросла, а их доходы – нет. Это и вызывало протесты.
В июне был создан профсоюз «Курьер». Из-за карантина тысячи мигрантов не приехали в Россию, и агрегаторы столкнулись с дефицитом рабочей силы. Это только укрепило позиции профсоюза. Компаниям пришлось набирать в курьеры россиян, которые в среднем оказались больше готовы к защите своих социальных прав. 12 ноября в офисе Mail.ru, материнской компании Delivery Club, прошла встреча руководства сервиса с активом профсоюза, на которой было объявлено о серьезных уступках. Были понижены или вовсе отменены шесть из 12 видов штрафов, которые налагались на курьеров. Компания обещала рассмотреть вопрос о восстановлении на работе несправедливо уволенных, ввести обеденный перерыв и сделать еще некоторые шаги навстречу требованиям профсоюза.
Уступки не коснулись только одного принципиального требования – заключать с курьерами трудовые договоры. Сейчас большинство из них являются самозанятыми, составляя часть стремительно растущей армии российского прекариата.
Неустойчивая и неформальная прекарная занятость увеличивается по всему миру уже примерно 30 лет. Но с переходом к экономике платформ этот рост резко ускорился. Декан социологического факультета РГГУ Жан Тощенко оценивает численность прекариата в России в 30–40% трудоспособного населения. Фактически требования крохотного профсоюза курьеров бросили вызов главной тенденции на рынке труда и ставшим ее символами технологическим платформам. И все же у курьеров есть шанс на победу, потому что в этом конфликте они невольно защищают интересы всего общества.
Три четверти курьеров сталкиваются со штрафами со стороны работодателя, говорится в исследовании холдинга «Ромир», посвященном условиям труда в сфере доставки. А самой распространенной причиной получения штрафа является отказ от заказа. В Delivery Club это объясняют низкой трудовой дисциплиной и ленью некоторых курьеров. В компании также говорят, что около 10% курьеров прибегают к «фродовым схемам», т. е. отключают GPS, меняют настройки в курьерском приложении или не закрывают заказы, чтобы не получать новые. Таким образом работники пытаются снизить трудовую нагрузку и получать лишь почасовую оплату, выполняя при этом минимум заказов. Все эти массовые формы саботажа работы по принципу «лучше за рубль лежать, чем за два бежать» говорят о крайне низкой мотивации работников.
Американский антрополог Джеймс Скотт исследовал такой повседневный саботаж работников, который он называл «пассивной формой классовой борьбы». Низкая мотивация, изнуряющий рутинный труд, отсутствие перспектив и грошовое вознаграждение – все это заставляет работника хитрить, обманывать контролеров, бесконечно «перекуривать» и вообще «экономить калории», вместо того чтобы вкладываться в работу. На долю «пассивных» форм сопротивления трудящихся в истории приходилось 99% общего числа классовых конфликтов, и лишь 1% выливался в политические кампании, стачки или восстания. В ответ на саботаж эксплуатируемых высшие классы совершенствовали технологии контроля за трудом. Но аппарат контроля становился балластом экономики. Все это приводило к стагнации производительности труда.
Доклад финского Совета по стратегическим исследованиям демонстрирует, что платформенная экономика и неустойчивая занятость тормозят темпы роста производительности труда и экономики в мире. Средний мировой рост на душу населения в эпоху торжества прекарности сократился втрое – с ежегодных 4% в 1960–1980-х до 1,4% в 1980–2015 гг. И он продолжает уменьшаться.
Исторически репрессии (в диапазоне от каторги до штрафа) и страх в итоге оказывались неэффективным средством для повышения производительности труда. Никто не начинал хорошо работать из-под палки. Взрыв производительности труда в ХХ в. был связан с социальными реформами, повышавшими мотивацию и вовлеченность трудящихся. Организованное рабочее движение добивалось социальных гарантий, которые делали труд дороже, а маржу предпринимателя – меньше. Но общество в целом от этого только выигрывало: производительность труда стремительно росла, происходила техническая и социальная модернизация. Крохотный курьерский профсоюз сейчас взял на себя именно эту миссию. «Наша цель – заключить с работодателем коллективный договор, в котором должен быть пункт о том, что зарплата сотрудников зависит от производительности их труда», – говорит сопредседатель профсоюза «Курьер» Кирилл Украинцев.