ИТ-индустрия мучительно преодолевает диктат монополий
ФАС пока не может противостоять интернет-гигантамПо оценкам Минцифры, объем интернет-экономики, включая мобильную, в прошлом году достиг 5 трлн руб. На этот сектор приходится около 5% российского ВВП с потенциалом роста до 20%, он активно развивается – с сопутствующим этой фазе слабым регулированием. Работа над «пятым цифровым пакетом» поправок в антимонопольное законодательство идет более двух лет, но особых новостей нет. Между тем конфликты в сфере цифрового бизнеса множатся. Это и недовольство действиями платформы Wildberries со стороны ее поставщиков, и претензии к «Яндексу» от российских интернет-сервисов, указывающих на злоупотребления им своим доминированием на рынке интернет-поиска, и кейс «Лаборатория Касперского» против Apple. Все эти конфликты приходится разрешать в ручном режиме.
Главная проблема в том, что в нынешней редакции поправок нет даже намека на регулирование ключевых цифровых платформ и экосистем, а, как мы видим, именно в этом направлении развивается цифровой бизнес. Мировые лидеры – Facebook, Instagram, Google – и крупнейшие российские игроки – «Яндекс» и Mail.ru Group – активно наращивают цифровую экономическую силу. Они контролируют критическую инфраструктуру интернет-индустрии, а их ядро – поиск и социальные сети – объединяют десятки собственных сервисов, собирают уникальные данные о пользователях и распоряжаются ими исключительно в своих интересах. Попытки ввести новый подход к оценке рыночной власти глобальных платформ и определению доминирующего положения пока проваливаются. А это значит, что платформы могут наращивать свой потенциал без ограничений. Что они и делают.
В Европе и США антимонопольные органы внимательно следят за владельцами цифровых платформ. Например, министерство юстиции США обратилось в суд с иском против Google, обвинив интернет-гиганта в монополизации рынка и злоупотреблении доминирующим положением в секторах онлайн-поиска и онлайн-рекламы. Еще бы – доля Google на рынке интернет-поиска в США составляет 69–84%!
При этом в России ФАС еще до недавнего времени находилась в авангарде решений, касающихся цифровых рынков. Пять лет назад российский регулятор поддержал «Яндекс» в споре против Google в связи с антиконкурентной практикой американской компании. С тех пор доля российского поисковика на отечественном рынке интернет-поиска начала стремительно расти и сегодня составляет 60% от всех поисковых запросов пользователей, что сделало «Яндекс» доминирующим в стране игроком. Но даже он, как оказалось, нуждается в защите. Не случайно в конце октября президент Владимир Путин предостерег конкурентов «Яндекса» от нерыночного ведения бизнеса.
Справедливое замечание, вот только действовать оно должно применительно и к самому российскому интернет-гиганту. Ведь что происходит: продвигая собственные сервисы, которых у «Яндекса» восемь десятков, в обход общих правил ранжирования, компания препятствует развитию остальных игроков отрасли, манипулирует выбором потребителя и ограничивает конкуренцию в онлайн-среде. Этот процесс отлажен настолько, что рядовой пользователь даже не понимает, что его выбором управляют. Он заходит в поисковую систему, вводит запрос (от просмотра фильма до поиска квартиры), а в ответ получает яркие и привлекательные интерактивные блоки с собственными сервисами «Яндекса» в верхних строчках поисковой выдачи. Считанных секунд достаточно, чтобы потребитель кликнул на красивую картинку со ссылкой. Ни один другой сервис не получает таких возможностей для своего продвижения и, как следствие, теряет трафик и прибыль.
Пока вокруг антимонопольного пакета кипят страсти, в паспорте нацпроекта «Цифровая экономика» отсутствует задача по защите конкуренции на цифровых рынках и отечественная онлайн-среда остается «миром Дикого Запада». В ней прав тот, кто владеет ключевой инфраструктурой для работы в сети и использует ее по принципу «моя земля – что хочу, то и делаю». Предстоящее решение ФАС будет символичным, оно предопределит, куда пойдет регулирование российской интернет-отрасли – в сторону развития конкуренции или в направлении обслуживания интересов крупнейших интернет-платформ.
Не исключено, что обвинений в незаконных методах ведения конкурентной борьбы будет становиться все больше. На благоприятной почве отсутствия четкого и понятного законодательства о защите конкуренции в сети круг обвиняемых будет расширяться, а число обвиняющих – расти. Но это все до определенного момента – пока будет кому призывать к предоставлению равных условий для всех игроков рынка. Ведь рано или поздно цифровые платформы, которые продолжат злоупотреблять своей рыночной властью, просто вытеснят остальных участников с рынка.
Очевидно, что нормальная конкуренция в интернет-отрасли невозможна без введения адекватных норм для поисковых сервисов и цифровых платформ, напрямую не связанных с заключением сделок между покупателями и продавцами, но являющихся основным источником трафика для большинства онлайн-компаний и тем самым влияющих на конкуренцию на соответствующих рынках. Поэтому в «пятом пакете» жизненно важно определить рынок интернет-поиска, его границы и критерии доминирующего положения игроков.
ИТ-коалиция объединяет «Авито», «Дром», «Туту.ру», ЦИАН, ivi, Profi.ru, Zoon.ru и 2ГИС