Сакральные дни начала ноября
Как модифицировать неудачную праздничную дату 4 ноябряСмысл праздника 4 ноября малопонятен большинству граждан России.
Почему мы должны отмечать «народное единство» именно в день, который связан с событиями 1612 г.? Почему этот год важнее других – скажем 1812 г., когда противник тоже был в Москве? Война с Наполеоном куда ближе к нашим временам. Да и в 1612 г. в отличие от 1812-го поражение потерпели не только иноземцы, но и наши соотечественники, которые были верны «не тому» монарху – польскому Владиславу. Победа войск князя Пожарского была важным, но все же только эпизодом в гражданской войне и интервенции, которая продолжалась до Деулинского перемирия 1618 г., а в некоторых местах даже дольше. И в отличие от 1812 г. война на территории России после 1612 г. не прекращалась еще много лет.
Так что ничего беспрецедентно славного и объединяющего народ в 1612 г. не произошло. Более того, 4 ноября на полях сражений ничего особо существенного не случилось. Победа Пожарского в боях за Москву произошла раньше, поляки и их русские союзники ушли из Кремля 5 ноября, победители вошли туда 6 ноября (называются и другие даты, но только не 4 ноября).
И еще. Россия – это светское государство. Но 4 ноября – это день Казанской иконы Божьей Матери, который восходит к событиям 1612 г. Именно религиозный праздник увязывает дату 4 ноября с победой 1612 г. Вряд ли этот день может вызывать одинаковый энтузиазм у православных, мусульман, атеистов и представителей других религиозных взглядов, которые тоже являются нашими соотечественниками.
Просто нужна была дата, близкая к 7 ноября, чтобы перебить коммунистическое наследие наших праздников. Но день 7 ноября и поныне остается очень важной датой для тех, кто положительно относится к советскому прошлому.
Между тем в ноябрьские дни 540 лет назад происходили события, которые также очень важны для жителей России. Именно в 1480 г. Россия стала самостоятельным государством. Обретение государственной независимости было связано с эпопеей, известной как стояние на реке Угре.
Как известно, до второй половины XV в. Русь находилась в составе Золотой Орды (улуса Джучи). Постепенно усиливаясь, Московское государство, превращавшееся в Россию, становилось все более самостоятельным, но уплачивало Орде дань, которая была символом подчинения. В 70-е гг. великий князь Иван III счел, что он достаточно силен, чтобы бросить вызов ордынскому хану Ахмату. Москва перестала уплачивать дань – война за независимость стала неизбежной.
Летом 1480 г. начались военные действия. Но это не была война Москвы против татар как таковых. Татары, жившие в Казанском ханстве, уже несколько десятилетий до этого отделились от ордынской империи. А крымские татары были союзниками Москвы (надо сказать, что им Россия еще долго отправляла выплаты, но не как признание покорности, а как плату за добрые отношения). Крымчаки своими набегами отвлекали силы противников Москвы из Великого княжества Литовского, население которого в большинстве своем было не этнически литовским (балтским), а славянским.
Осенью 1480 г. Ахмат двинул на Москву стотысячное войско. Русские воины встретили его на удобном оборонительном рубеже у реки Угры. Здесь в октябре 1480 г. массы воинов стояли друг напротив друга, перестреливаясь через реку. Ордынцы пытались форсировать Угру, но их атаки успешно отбивались. Иван III предпринял и обходной маневр, направив в тылы Ахмата русско-татарский отряд. Время работало на Москву – ордынские лошади съели все корма, которые можно было найти в округе, в войске Ахмата началась эпидемия. Ахмат и Иван III согласились на переговоры, хан требовал от московской делегации изъявления покорности и выплаты задолженности по дани, но русские отказались. Так что переговоры провалились.
В конце октября Иван III, опасаясь, что Угра покроется льдом и перестанет быть препятствием для кавалерии противника, решил отойти на более удобные позиции. Но Ахмат не решился его преследовать и в начале ноября стал отводить свои войска. Символично, что последнее противостояние Москвы с Ордой обошлось без большой драки.
Считается, что окончательное решение о возвращении в Орду он принял 11 ноября. Своего рода день независимости России. А сама ордынская империя вскоре совсем распалась. На ее месте продолжали развитие многочисленные татарские и русские государства, в которых жили предки значительной части граждан современной России – и славян, и тюрок.
Как видим, период 6–11 ноября насыщен важнейшими для России историческими юбилеями. Было бы логично выделить один из дней в этом диапазоне – может быть, привычный для многих поколений день 7 ноября – как праздник исторической памяти, который отсылает нас не к одному, а сразу к нескольким важнейшим событиям отечественной истории (сюда добавляется и день знаменитого парада 7 ноября 1941 г. – одного из символов битвы за Москву, поворотного момента Великой Отечественной войны). Если возвращение к 7 ноября принципиально неприемлемо, то, конечно, логичнее перенести праздник с церковной даты 4 ноября на день независимости России 11 ноября.