Что определит исход противоборства в Белоруссии
Промышленные рабочие как козырный туз в игре оппозиции и властиПервые два дня «всеобщей стачки» в Белоруссии, объявленной противниками Александра Лукашенко, прошли с переменным успехом. Вопреки прогнозам скептиков, уличные протесты и акции на предприятиях оказались сравнительно многочисленными. Но экономика не встала. Оппозиция нанесла своим противникам сильный удар, но не отправила их в нокаут.
Организатор протестной кампании по-прежнему сетевые медиа. Они транслируют повестку Светланы Тихановской, ритм и программу протестующих. Но оппозиционные СМИ концентрируются на акциях протеста и репрессиях, преувеличивая реальные масштабы происходящего. И атмосфера забастовки сама становится фактором, подталкивая к действиям колеблющихся.
Роль же локомотива протеста сейчас по-прежнему играет средний класс. Закрылись сотни предприятий малого бизнеса, а среди демонстрантов преобладают студенты и айтишники. Однако становится ясно, что только остановка промышленности и транспорта могла бы переломить неустойчивое равновесие и заставить власть отступить.
Рабочие десятилетиями были опорой Лукашенко и еще в августе голосовали за действующего президента. Настроения изменились под впечатлением от масштабного насилия, к которому власти прибегли после выборов. Это вызвало летние протесты трудящихся с требованием прекратить насилие. Лукашенко тогда пошел на уступки.
Сила рабочего отпора впечатлила оппозицию. Прежде в ее среде преобладала вульгарная риторика про «неэффективные советские заводы», которые нужно закрыть в угоду рынку, а нередко и нотки социального расизма в духе «совкового быдла» и «застабилов», не готовых к «свободе». Но теперь противники Лукашенко поддерживают telegram-каналы стачкомов, а несколько рабочих-активистов попали в состав Координационного совета оппозиции.
В августе начался массовый исход членов из официальных провластных профсоюзов, а независимые профсоюзы выросли на 15%. На многих предприятиях сформировался протестный актив, ставший ядром выступлений. Но большинство трудящихся к ним пока не примыкает. И дело не только в страхе перед увольнениями – примитивный либерализм оппозиции по-прежнему настораживает рабочих.
У нынешней забастовки два требования – прекращение репрессий и отставка Лукашенко. Социальные требования исключаются. Это заставляет рабочих опасаться, что оппозиция воспользуются ими для захвата власти, но станет проводить невыгодную им политику, включая приватизацию и снижение социальных гарантий. В разразившейся борьбе они пока не видят сил, выражающих их интересы.
Рабочий класс оказался последней картой в колоде. Она лежит рубашкой вверх, но все знают, что это козырный туз и кто его вытянет, тот и победит в игре.
Однако если этот пат затянется, то рабочие могут перестать быть просто картой и стать самостоятельным игроком, который осознает свое значение и поставит в игре собственные цели.