Геополитическое оружие
Значение российского экспорта вооружений выходит за экономические рамкиКогда речь заходит о российском экспорте вооружений, наблюдатели в первую очередь закономерно обращают внимание на его коммерческие, индустриальные и инновационные эффекты для российской оборонной промышленности и экономики в целом. Эффекты эти весьма значительны.
В период 1992–2012 гг., когда гособоронзаказа не было или он находился на очень низком уровне, а конверсия провалилась, экспорт оставался единственным источником финансирования и выживания оборонной промышленности. И даже в период действия госпрограммы вооружения 2011–2020 гг., когда на закупки вооружений и военной техники в интересах Министерства обороны было направлено 20 трлн руб., коммерческое значение экспортных доходов осталось весьма высоким. Во-первых, одновременно с ростом гособоронзаказа поставки зарубежным заказчикам также вышли на рекордные показатели. После 2013 г. стоимость поставок колеблется вокруг $15 млрд в год, что в пересчете в рубли по текущим курсам составляет не менее трети от объема гособоронзаказа. Во-вторых, рентабельность экспортных сделок, как правило, выше, чем у заказов Минобороны. Поэтому компании ОПК, имеющие зарубежные контракты, располагают маржей для проведения инициативных НИОКР, инвестиций в модернизацию производства или решения социальных вопросов.
Еще важнее, что благодаря экспорту были сохранены не только индустриальные возможности оборонки, но и ее инновационный потенциал. Значительная часть систем вооружений, которые составляют основу «оборонного щита» страны, была разработана или доведена до серийного производства благодаря экспортным контрактам или за счет финансовой помощи «Рособоронэкспорта». Самый массовый на сегодня межвидовой многоцелевой истребитель ВКС и морской авиации ВМФ России – Су-30СМ создан на базе семейства экспортных истребителей Су-30МКИ/МКМ/МКА. Морские летчики получили еще и новейший палубный истребитель МиГ-29КР. Благодаря сотрудничеству с иностранными партнерами были завершены начатые еще в советское время НИОКР по ракетным комплексам «Уран» и «Калибр». На базе экспортных образцов созданы подводные лодки проекта 06363, сторожевые корабли проекта 11356Р, начато массовое серийное производство основных танков Т-90С. В значительной степени благодаря экспортным доходам «Сухого» и прямому финансовому участию в проекте госпосредника по экспорту вооружений был создан новейший серийный истребитель Су-35. Вообще, нужно понимать, что оператор поставок, «Рособоронэкспорт», является не просто посредническо-маркетинговой конторой, продвигающей на мировой рынок российскую продукцию военного назначения. Это активный экономический субъект, финансирующий отечественную оборонную промышленность посредством предоставления льготных кредитов, ссуд и банковских гарантий. Компания неоднократно спасала предприятия ОПК, беря на себя выплату штрафов.
Наконец, говоря о важности экспорта, нужно заметить, что русский прорыв в области гиперзвука, который на долгие годы, если не десятилетия обесценил американские усилия по созданию ПРО и сделал бесполезными затраты на эти проекты в размере десятков миллиардов долларов, вполне возможно, не состоялся бы без совместного с Индией проекта BrahMos, реализация которого позволила сохранить кадровый потенциал реутовского НПО «Машиностроение».
Более того, механизмы российского оружейного экспорта как системы сохранения в мире многополярности имеют свое самостоятельное измерение. Основными импортерами российских вооружений являлись в постсоветское время КНР, Индия, Алжир, Венесуэла, Вьетнам, Сирия. В отдельные моменты крупные закупки осуществляли Малайзия, Ирак, ОАЭ, Бразилия. Легко заметить, что основные импортеры отечественных вооружений – это страны, которые стремятся проводить суверенную внешнюю и оборонную политику. Это подтверждает и недавняя феноменальная эпопея с закупкой Турцией зенитных ракетных систем С-400. Эволюция внешнеполитического курса этой страны от лояльного членства в западном военно-политическом сообществе в направлении реализации собственной суверенной (хотя и раздражающей всех ее соседей) внешней политики имеет своим проявлением и эту закупку, которая еще четыре года назад казалась совершенно фантастической. Еще одним доказательством этого тезиса является намерение Ирана – вне всякого сомнения, одной из самых суверенных стран в современной системе международных отношений – возобновить закупки вооружений за рубежом сразу после отмены 18 октября 2020 г. эмбарго ООН на торговлю оружием с Тегераном.
Таким образом, хотя в российском экспорте вооружений коммерческие мотивы доминируют, его значение далеко выходит за экономические рамки. В сущности, это важнейший геополитический инструмент сохранения и упрочения многополярного мира. Именно поэтому, а не только в силу банальной торговой конкуренции российские поставки за рубеж вызывают такое неприятие в США. Вашингтон отлично понимает, что это не просто конкурентная борьба, но часть схватки за сохранение американской гегемонии.