Прокатиться зайцем на успехах чужих экономик России больше не удастся
Вторая волна и новый кризис осенью – зимой могут быть гораздо жестчеРоссия успешно прошла первую волну коронавируса. Помогли и инерция в экономике, и резервы, которых в итоге потрачено сильно меньше, чем ожидалось, и сниженные процентные ставки. Импровизация и коррекция принимаемых мер на ходу, немыслимая ранее, а также хорошая координация между ключевыми ведомствами также позволили избежать больших ошибок.
Не менее важно было «прокатиться зайцем» на успехах США, ЕС и Китая в стабилизации своих экономик – что привело к быстрому восстановлению цен на сырье после мартовско-апрельского шока и возможности снизить и отсрочить налоги при повышении расходов. Хотя прямые выплаты гражданам и бизнесу были весьма умеренными, экономика быстро отскочила в июне – июле, когда были сняты основные ограничения, вырос оптимизм потребителей. А власти начали вести себя так, будто кризис позади, и вернулись к бюджетному профициту и зажиманию инфляции (которой почти нет).
Однако к сентябрю восстановление забуксовало – в том числе на фоне первого снижения бюджетных расходов. При этом меры поддержки, и без того не слишком щедрые – кредитные каникулы, программы льготных кредитов для пострадавших отраслей, пособия по безработице, – уже свертываются. План восстановления экономики оказался довольно инерционным и не способным резко перезапустить народное хозяйство. А проекты повышения налогов на экспортные отрасли не способствуют инвестиционной привлекательности – что отражает падение инвестиций в основной капитал и отток средств за рубеж. Снижение процентных ставок постепенно дает эффект, но наиболее сильно он выражен в ипотечном буме и резком росте цен на жилье, что хорошо для его владельцев, но не для экономической активности, да и снижает доступность жилья. На фоне реляций о раздувающихся ФНБ (в основном за счет его переоценки из-за более слабого рубля) и международных резервах (из-за роста цен на золото и курса евро к доллару) у граждан и СМИ возникают вопросы о том, почему власти столь прижимисты.
Во многом такая политика – побочный эффект весенних и летних успехов по пресечению первой волны кризиса и ожиданий, что при второй волне действия могут быть еще более скромными. К сожалению, со второй волной так не получится, поскольку Запад – ростом своей экономики – нам уже не поможет.
Существенная часть крупных экономик уже «расстреляла патроны» – достаточно щедрые программы поддержки доходов граждан и бизнеса, кратно превышавшие ассигнования 2008–2009 гг., одновременно повысили ожидания и ограничили возможности бюджетного стимулирования в ближайшие месяцы. С монетарным стимулированием ситуация еще хуже: нулевые или отрицательные процентные ставки и программы скупки активов уже реализованы, при этом участники рынка понимают, что низкие официальные процентные ставки – это очень надолго, но пока основное стимулирование проявилось на ипотечном рынке и в волне инфляции активов. В то же время даже ограниченные локдауны давят на потребительский спрос, а положение в экономиках, сильно зависимых от туризма или «живых» развлечений, усугубляется и требует новых расходов.
Да, политические расклады в США были более благоприятными для быстрых и объемных решений представителями обеих партий – каждый хотел выглядеть спасителем и народным заступником, а в обществе был консенсус. Но после девяти месяцев шараханья, крайне высоких перспектив проигрыша Трампа и потери большинства в сенате республиканцы откровенно саботируют программы поддержки – а рынок труда и доходы населения уходят в пике. В течение двух с половиной месяцев между выборами и инаугурацией, особенно в случае неопределенности с сенатом или оспаривания результатов выборов президента, может быть полностью парализовано принятие решений, что нанесет еще больший удар по доходам и потреблению в крупнейшей экономике мира, чем в начале года, – но уже без смягчающих мер.
Начали обостряться и дремавшие много десятилетий конфликты – и не только у российских границ. Военные столкновения и беспорядки в Азии и Африке, на которые мы не обращаем особого внимания, другие не очень заметные события – как удаление слова «мирного» из китайских документов о воссоединении с Тайванем вкупе с очень жесткими заявлениями главы КНР – могут предвосхищать «горячие» события, непредставимые еще пару лет назад.
Надо быть готовыми к ответным шагам – продуманным, а не импровизированным. Учесть, например, уже построенную медицинскую инфраструктуру и наработанные лечебные протоколы. Готовиться к банкротствам, особенно в тех отраслях, которые могут стать жертвами новых раундов ограничений, в том числе помогая людям сменить профессию, ускорять интеграцию социальных выплат и создание «социального казначейства». Возможно, понадобится повторить успешную практику выдачи детских пособий.
Признаки подготовки к новому раунду мер поддержки заметны. Например, заявленная в мае программа поддержки рынка ОФЗ через длинные репо начала масштабно реализовываться только неделю назад – явно в ожидании больших расходов в конце года, даже несмотря на существенное улучшение собираемости налогов в сентябре. Хорошо бы, чтобы и людям, и бизнесу более детально рассказали о планируемых именно в ближайшее время мерах – это должно снизить страхи и улучшить настроения, а также повысить готовность тратить и инвестировать.