Общая точка озеленения

Разумные зеленые сертификаты российских товаров неизбежны

Зеленые финансы окончательно вошли в число инструментов, которые правительство планирует использовать для ускорения темпов роста российской экономики. 14 октября об этом заявила на совещании у Владимира Путина глава Банка России Эльвира Набиуллина, еще раньше – глава Минэкономразвития Максим Решетников. Тем не менее принципы функционирования зеленых финансов все еще не определены. Цифры говорят сами за себя: на зеленой секции Мосбиржи зарегистрировано всего семь выпусков облигаций в сумме примерно на $147 млн. Назвать инструмент популярным сложно, теоретиков темы пока больше, чем практиков.

Почему? Во-первых, не все пока понимают, что зеленая экономика – не отдельная отрасль, как энергетика или сельское хозяйство, а, по сути, формат, в рамках которого можно решать бизнес-задачи во всех секторах. Во-вторых, имиджу зеленой экономики вредят ортодоксальные экологические активисты, требующие немедленно принести доходы людей в жертву показателям выбросов СО2. В-третьих, бизнесмены не до конца осознают риски, сопряженные с откладыванием экологической модернизации производств. Ну и, наконец, у нас в стране пока не создана понятная система зеленого финансирования, подобная европейской или китайской, четко расставляющая приоритеты и выгодная всем сторонам.

Легче всего разобраться как раз с последним: ВЭБ.РФ выпустил проект Методических рекомендаций по зеленому финансированию и Таксономию зеленых проектов, которые в перспективе сильно облегчат инвесторам и заемщикам работу. В рамках создаваемой системы уже можно получить зеленое финансирование в самом ВЭБе, в перспективе, мы надеемся, добавятся еще и государственные инструменты поддержки. По этой системе уже был верифицирован первый облигационный выпуск.

С пунктами два и три тяжелее. Зеленые технологии – не блажь, а новый этап технологического развития – вроде ЭВМ в 1960–1970 гг., без которых предприятия уже не могут считаться современными. В мире четко задан вектор развития: конкурентоспособными будут только экономики с низким уровнем выбросов. Правительство Китая планирует увеличить в энергобалансе страны долю возобновляемых источников до 53% к 2060 г. (относительно 9% в 2025 г.). В ЕС на зеленое восстановление выделено более 1 трлн евро. Во многих случаях на начальной стадии зеленого проекта действительно требуется больше инвестиций, но так как наиболее экологичные материалы и технологии также являются наиболее современными и эффективными, то затраты в процессе эксплуатации снижаются. Именно на осознании этого строится ответственное инвестирование.

Западные инвесторы и инициаторы зеленых проектов серьезно относятся к проблеме глобального потепления. Мы в ВЭБ.РФ разделяем их озабоченность, но считаем, что в зеленой модернизации России фокус должен быть смещен на другие аспекты. Сейчас зеленая экономика для россиян чаще ассоциируется с не слишком практичными в российских условиях солнечной и ветряной энергией. Но для меня это в первую очередь утепление и повышение энергоэффективности домов для снижения их энергопотребления (ровно о такой программе на днях, кстати, объявил Евросоюз), это бесшумные, быстрые и недорогие электромобили и электропоезда, это переработка мусора в новые товары и энергию и многое другое. В центре создаваемой в России модели зеленого финансирования должен стоять гражданин, его достаток и комфорт, а не только борьба против потепления до последнего человека.

Кроме позитивных есть и негативные стимулы для озеленения экономики: «внешнее углеродное регулирование» Евросоюза, о котором уже много раз говорили. Наш товарооборот с ЕС – 43,8% внешней торговли, и через 20 лет наш главный торговый партнер будет покупать меньше российских товаров, у которых не будет всеми признанного «сертификата экологичности». Повышенные требования неминуемо приведут к введению новых технических стандартов. Это мы уже видели и на примере стандартов шума в авиации (этот пример весьма убедительно разбирал на днях в «Ведомостях» гендиректор рейтингового агентства RAEX Дмитрий Гришанков), и стандартов автомобильного топлива. Недостаточное озеленение нашей промышленности сегодня – прямая угроза нашим доходам завтра.

Задача государства здесь – создать эффективную систему стимулирования зеленой модернизации, разработать стандарты, которые работали бы на достижение национальных приоритетов и нормально воспринимались бы зарубежными инвесторами. Но значительная часть ответственности лежит и на бизнесе: именно ему предстоит конкурировать в формирующемся на наших глазах новом мире. От того, как отечественный бизнес распорядится возникающими возможностями, куда направит инвестиции, как поможет государству сформировать политику в области зеленого развития, зависит его выживаемость уже в среднесрочной перспективе.