Пандемия давит обналичку

Объем сомнительных финансовых операций сократился в 1,5 раза

Пандемия меняет не только структуру экономики и формат работы с клиентами. Меняется и теневой сектор – операции по выводу денег, обналичиванию и прочие сомнительные активности, с которыми борются регуляторы и правоохранители по всему миру, но никак не поборют. Введение ограничений, заморозка ряда отраслей и другие последствия пандемии сказались как на объемах, так и на видах обналички и отмывания. Есть прогресс и в борьбе со специализированными банковскими площадками – ландроматами: крупнейшие из них уже уничтожены.

По оценкам ЦБ, объем сомнительных операций в банковском секторе в первом полугодии 2020 г. уменьшился по сравнению с аналогичным прошлогодним в 1,5 раза (хотя можно и усомниться – вероятно, еще не все схемы выявлены). Резко сократился и вывод денег за рубеж – в 1,7 раза, преимущественно за счет уменьшения объемов сомнительных переводов по сделкам с услугами. В качестве основания для вывода средств за рубеж чаще всего в этом году использовались авансовые платежи за импортируемые товары без последующей их поставки (42% от общего объема).

Основной канал обналичивания, как и раньше, – выдачи со счетов физических лиц, это более 70% от объема обналичивания или более 40% от общего масштаба сомнительных операций. Растут и операции через счета физлиц по исполнительным документам и через депозитные счета нотариусов. А основной спрос на теневые финансовые услуги – 85% – формируют три отрасли: строительство (38%), торговля (25%) и сектор услуг (21%). Здесь пандемия только усилила прошлые тенденции – остальные отрасли сократили свою долю. Строительство и дальше будет в зоне повышенного внимания как самый серый сектор с огромным теневым оборотом.

А вот структура операторов обналичивания и вывода средств серьезно изменилась. Годом ранее наиболее активными были турфирмы, платежные агенты и провайдеры трансграничных услуг. Сейчас главная тема – закупка металлолома, лома драгметаллов и камней. В этой сфере велика доля наличного оборота и сама по себе деятельность предполагает широкий диапазон наличных транзакций. Выездной же туризм по понятным причинам так резко потерял в оборотах, что на этом фоне любые сколько-нибудь значимые транзитные операции будут слишком заметными. Ресторанный бизнес, один из традиционных поставщиков наличности, также снизил такую активность в этом году – как из-за снижения оборотов, так и на фоне усиления контроля. Хотя фразу «Извините, терминал не работает, оплата только наличными» мы продолжаем слышать регулярно.

Резкие изменения конъюнктуры (как из-за коронавируса), системное уничтожение центров отмывания и обналичивания и международный обмен данными меняют расклад в теневом секторе, делают его заметнее, дороже и опаснее. Но он будет бороться, не расслабляйтесь.

Максим Стулов / Ведомости