Как здоровье стало самоцелью
Основатели цифровых платформ в роли мессииМолодым успешным бизнесменам в целом свойственно мессианство, стремление делиться с миром не только профессиональными кейсами, но и ценностями, думами о будущем человечества, рецептами прогресса и коррекции общества. Объяснить это несложно: успех в бизнесе кажется им производным от их интеллектуальных, волевых и эмоциональных достоинств, а раз так, то людям вокруг не мешало бы эти достоинства учесть, чтобы не оставаться лузерами.
Чаще этот комплекс проявляется в инновациях, особенно среди создателей цифровых платформ: трансформация социальной среды здесь наиболее заметна, публичность максимальная, аудитория подготовлена. Сами инновации тесно связаны с фигурой основателя как автора ключевой идеи, поэтому некоторый нарциссизм для фаундера неизбежен. Типаж проповедника-бизнесмена был задан Стивом Джобсом, который прекрасно вписался в образ визионера, подверженного мистическим озарениям.
Похожая ролевая модель могла проявляться в бизнесе и раньше, но она была, скорее, финалом пути – старики учили детей. Теперь дети вежливо отодвигают их в сторону: «Не вам проектировать новый мир, да вы его и разглядеть-то не сможете».
Поэтому наставление основателя Telegram Павла Дурова на тему «как быть вечно молодым и обмануть время» кажется здесь вторичным, но оно нам дорого как продукт российского происхождения. Его рецепты можно разбить на три группы: питание (отказаться от мяса, алкоголя, чревоугодия), эмоциональный баланс (избегать стрессов) и образ жизни (меньше работать и дольше спать, заниматься спортом, жить в одиночестве). Дуров говорит, что это не столько его метод, сколько результат наблюдений за окружением. Послание хорошо отражает современную городскую культуру, в которой связи между людьми ослабевают, а религия заменяется культом ЗОЖ.
Для людей старших поколений здоровье, как и внешний вид, было, скорее, не целью, а средством, способом получить то, от чего Дуров рекомендует избавиться, – и вести если не порочный, то удалый образ жизни, когда надо много работать, переживать эмоции, быть в живом общении и редко просыпаться в одиночестве. В этой скачке молодость сжигалась, но горела красиво. Теперь конструкция переворачивается, здоровье становится не ресурсом, а самоцелью.
Современный человек вытесняет на периферию сознания все, что связано с болезнью, смертью и горем. Культура становится анестетиком и средством самозабвения, технологии имитируют бессмертие. Идеал, как в античные времена, молодое, здоровое, хорошо обеспеченное тело. С одной разницей: основным местом жизни этого тела становится уже не античный полис, а цифровая среда. Ведь если с реальным телом по рецепту Дурова вдруг ничего не получится, можно вполне удовлетвориться цифровой оболочкой.