Человек, который мог возглавить СССР вместо Горбачева
Умер Владимир Долгих8 октября умер Владимир Долгих. Он был человеком статусным, сенатором и председателем Московского городского совета ветеранов. Хоронили его торжественно, вспоминали о заслугах, но все же большинству из тех, кому меньше сорока, эта фамилия мало о чем говорит.
А ведь был момент, когда именно Долгих, а не Горбачев мог возглавить СССР. И период в истории страны, который иногда называют «горбачевским», мог называться «долгиховским».
Владимир Иванович Долгих родился 5 декабря 1924 г. в селе Иланском Енисейской губернии. Практически со школьной скамьи ушел воевать. Участвовал в контрнаступлении под Москвой. В 1943 г. был тяжело ранен и затем по ранению демобилизован. Молодой фронтовик окончил горно-металлургический институт и стал инженером-металлургом. Специалистом он был инициативным и изобретательным – имел два авторских свидетельства, печатал научные статьи, позднее защитил диссертацию. В 1958 г. Долгих был назначен главным инженером Норильского горно-обогатительного комбината, а в 1962 г. возглавил это предприятие, которое, по сути, было целым промышленным регионом. При Долгих комбинат еще сильнее расширился – развернулись работы по промышленному строительству в районе будущего города Талнаха, где уже давно были обнаружены залежи руды. В 1965 г. заработал новый рудник «Маяк», а Долгих стал Героем социалистического труда. В 1969 г. он возглавил уже весь Красноярский край, а в 1972 г. его пригласили на политический олимп СССР – Долгих стал секретарем ЦК КПСС. В сферу его ответственности входила тяжелая промышленность и энергетика. Тогда очень быстро развивался ТЭК, заслуги Долгих в этом были оценены второй звездой Героя соцтруда. Но в круге «небожителей» он считался технарем, исполнителем политической воли коллективного руководства, в которое его допустили только в мае 1982 г., когда Долгих стал кандидатом в члены Политбюро.
Это было время, когда один за другим уходили из жизни престарелые члены Политбюро и развернулась подковерная борьба за высший партийный пост генерального секретаря ЦК КПСС. После смерти Андропова его наследником на этом посту стал тяжело больной Черненко. В качестве альтернатив Горбачеву, который шел к власти в это время, обычно называют секретаря ЦК КПСС Григория Романова, московского первого секретаря Виктора Гришина и председателя Совета министров Николая Тихонова. Долгих редко появлялся в списке претендентов, так как был всего лишь кандидатом в члены Политбюро. Но в источниках о борьбе за власть в 1984 г. его фамилия мелькает.
Романов и Гришин не вступали в открытую борьбу с Горбачевым, а вот Тихонов конфликтовал с потенциальным наследником кремлевского престола. Однако слабой стороной Тихонова был возраст – ему было 79. Страна устала от «пятилетки пышных похорон», и Политбюро склонялось к тому, что следующий генсек должен быть помоложе. И тогда Тихонов стал выдвигать на авансцену Долгих, чем вызывал раздражение Горбачева. Того беспокоило, что «теперь основное время Долгих проводил в епархии премьер-министра на бесконечных встречах и беседах». В условиях взятого еще Андроповым курса на «ускорение научно-технического прогресса» влияние технаря Долгих повышалось и могло стать ключевым.
Противоречия между Долгих и Горбачевым усилились после создания экономического отдела ЦК, который курировал Горбачев. «Начались разговоры о формировании экономического отдела ЦК, и Владимир Иванович не сомневался, что станет его руководителем. Кому же еще! Он стал развивать бурную активность, к каждому пленуму готовил либо выступление, либо обширную записку. И вдруг – осечка, назначили Рыжкова. Долгих воспринял это как удар по себе лично, тем более что ранее они с Николаем Ивановичем достаточно тесно сотрудничали», – не без злорадства вспоминает Горбачев. Экономический отдел стал ключевой структурой по разработке реформ, и было принципиально важно, возглавит его «тихоновец» или «горбачевец».
Сближение Долгих и Тихонова создавало сильный тандем, который нес угрозу претензии Горбачева на высшую власть. «Опять Тихонов зовет Долгих на совещания в Совмин, – возмущался Горбачев. – Вождя из него хотят сделать», – вспоминает помощник Горбачева Валерий Болдин. Когда член Политбюро Виталий Воротников заступился за Долгих в разговоре с Горбачевым, тот возразил: «Ты всего не знаешь».
В итоге Горбачев оказался более сильным аппаратным комбинатором, чем Тихонов, и сделать из Долгих «вождя» не удалось. Верный «солдат партии», Долгих сохранял лояльность Горбачеву и поддерживал курс на «ускорение», т. е. модернизацию экономики, который проводился до 1988 г. Но «ускорение» буксовало, и Горбачев видел выход в политической реформе. Для этого этапа «перестройки» Долгих уже не годился и был отправлен на пенсию в сентябре 1988 г.
Если бы противникам Горбачева удалось оттеснить его от трона и сделать «вождя» из Долгих, очевидно, что он продолжил бы политику «ускорения», по существу начатую Андроповым. КПСС во главе с Долгих столкнулась бы с теми же социальными проблемами, что и при Горбачеве к 1988 г. Начало реформ отдалилось бы, кризис пролонгировался, апатия усилилась. А вот какие шаги предпринял бы Долгих для выхода из этого нового витка кризиса – уже неведомо. Он был технократом и в своих социально-гуманитарных решениях совершенно непредсказуемым.